Раз за разом замечаю, что у многих моих читателей так и не получается понять, что же такое отчуждение. Поэтому попросту предложу два простых критерия, для определения того, отчужден ли работник от своего труда или нет
( Read more... )
Позвольте мне попробовать дать свою иллюстрацию отчужденного и неотчужденного труда. :) Вот, например, 1) известный режиссер Тарантино. С детства обожал кино, прогуливал школу,чтобы еще раз сбегать на сеанс в кино. После школы устроился работать сотрудником в магазин - прокат кино, скопил деньжат и на ничтожную сумму с друзьями снял свой фильм, который получился, извините, говно. Но известность среди голливудских актеров получил. И когда он стал снимать свой следующий фильм уже маститые актеры сами высказывали свое желание сняться у него - и несли с собой деньги на этот фильм (у Тарантино по прежнему их не было)! - в итоге фильм получился смотрибельный. На следующий фильм продюсеры выделили ему уже приличную сумму,Тарантино разгулялся, приобретя опыт и хороших актеров, снимал как ему хотелось. Фильм получил оглушительный успех на Канском кинофестивале, несколько раз окупился. Тарантино, по его словам, после этого стал миллионером, и ни о чем уже мог не переживать. Но его страстью было кино! и он остался в киноиндустрии, чтобы заниматься своим любимым делом.
А теперь 2) Представим себе рабочего на заводе, который периодически опаздывает, уходит в запой. Его, конечно, держат на работе, потому что он хороший токарь, да и замены кадров сейчас не найти. Но этому токарю, назовем его Толик, противно каждое утро идти на работу, и пьет он потому, что хочет хоть как-то залить свое бешенство, вызванное необходимостью выполнять ненавистный труд в пользу общества (при социализме), или в пользу предпринимателя (при капитализме). Этот Толя в детстве был тонкой натурой, мог часами смотреть по черно-белому телевидению балет, и мечтать как он сам, взрослым, выйдет на подмостки, станет выдающимся мастером, и весь зал с восхищением будет смотреть на него. А потом он пошел в ПТУ...
Таким образом, как я поняла, неотчужденный труд, это тот труд, который выполняется с любовью, а отчужденный - наоборот с отвращением.
И ещё у меня есть к вам вопрос. Скажите, пожалуйста, а превращенная форма и надстройка - это одно и то же?
Некорректный пример.То, что вы считаете, Тарантино работает на себя, т.е. снимает за свои деньги,наивная иллюзия.Генеральный спонсор мирового кинематографа-современная элита, а точнее - представители крупного капитала.Они, в свою очередь обладают определенными качествами, и, вполне естественно, эти качества они проповедуют как самые лучшие. Фильмы его выполняют этот социальный заказ. Сегодня теле- и киноэкраны наводнил герои капреализма: бизнесмены, мафиози, гангстеры, окружение бизнесменов, включая проституток и полицейских, и т. д. Все это вполне естественно - «каков поп, таков и приход».
Один известный российский режиссер возмущался: мол, пришел просить денег на фильм у банкира, но пришлось отказаться от денег, так как бизнесмен стал его учить, как снимать фильм, причем принуждал вставлять в фильм примитивные сцены. Режиссер возмущался: зачем лезет в то, что не знает, зачем все портит. Режиссеру было невдомек, что бизнесмен так видит мир и хочет, чтобы окружающие были такими, как он. Было бы странно, если было бы наоборот, зачем он будет давать деньги на фильм, который будет воспитывать людей в презрении к таким, как он. Господствующий класс всегда прививает обществу определенное мировоззрение, основой которого является ориентация на систему ценностей господствующего класса. Фильмы Тарантино далеки от человеческого искусства, это отчуждённый труд.
На свои деньги он снял только первый фильм. Я написала, что на следующие фильмы ему давали деньги сами актеры и продюсеры. То что Тарантино обслуживает интересы правящего класса не отменяет тот факт, что труд его свободен. То есть он занимается делом, которое полюбил с самого детства.
Я не зря привела в пример именно этого одиозного режиссера. Хотела показать, что свободный труд может оцениваться с точки зрения какой-то морали и отрицательно. Однако, примешивать мораль к научной теории,мне кажется,некорректно.
Другое дело возникает дилемма: неотчужденный труд не обязательно так же является всеобщим. Виктор приводил в пример "труд" бандита, который приносил ему прибыль, но не являлся всеобщим (хотя, может, и не лишен элемента творчества). Но опять же дело здесь не в морали. Капиталисты времен первоначального накопления капитала могли вести себя как настоящие бандиты по отношения к обираемому ими населению. Однако же труд их был всеобщим - он работал на дело развития общества, Прогресса.
Когда же труд капиталистов начал тормозить Прогресс, он перестал быть всеобщим. Таким образом не вижу, чем мой пример с Тарантино был некорректен. Да, его творчество может многим не нравиться, но это не значит что он не занимается им с любовью. Если вся жизнь его посвящена, выбранной им не по принуждению, профессии, то и труд его является свободным, неотчужденным. Другой вопрос, является ли он всеобщим, то есть способствует ли он Прогрессу - ту можно спорить. Мне кажется не всегда можно точно определить, можно ли отнести труд к категории всеобщего или нет.
Например труд ученого определенно всеобщий. Неотчужденный труд ремесленника (в случае человека, с любовь делающего мебель и дарящего её своим близким) также является всеобщим. А вот с людьми "свободных творческих профессий" вопрос уже сложный. Не знаю, был ли всеобщим труд художников, выставку работ которых разогнал Хрущев...
Труд капиталиста никогда не был всеобщим, неотчужденным трудом, ибо он никогда не был свободным трудом. Целеполагание в деятельности капиталиста всегда внешнее. Всегда рыночная конъюнктура диктует ему его действия, а не собственная воля. Следовательно, капиталист не свободен в своем труде. Несвобода труда - это и есть отчужденность труда в пользу той сущности, которая похитила свободу. Всеобщий же труд не может быть несвободным и отчужденным.-
Но ведь для любого труда, направленного на решение объективной проблемы, последняя определяет целеполагание. Например, для учёного-медика, который ищет способ лечения определённой болезни, целеполагание задано "биологической конъюнктурой". Значит ли это, что его труд несвободен?
Я ведь не зря назвал этот критерии «этическим». Понятно, что никому не придет в голову рассуждать о «свободе» от физических (биологических, социальных и т.д. законов). Поэтому что медик из вашего примера, что токарь на заводе ограничены законами природы и несвободой это считаться не может. Возможность свободы рождается в сфере морали, в сфере отношений людей. Выбор моральных норм, следование или не следование им, добро, зло - только тут возможен разговор о свободе личности. Так вот в рамках деятельности капиталиста законы рыночного обращения и рыночного капитала начинают определять непосредственное поведение людей именно в названных сферах. Хочет или не хочет капиталист лично увольнять или не увольнять людей, конкурировать или не конкурировать - даже зная, что в результате конкуренции он пустит по миру конкурента и т.д. - от его хотелки ничего не зависит. Или он поступает так, как диктует рынок, или он сам разоряется и вылетает из системы - капитал изгоняет плохого слугу. В результате капиталист отдает свою свободу личности (отчуждает ее) в пользу безличной системы рыночных отношений. В этом кстати, принципиальное отличие экономической формации от первичной и от коммунистической. Не в том дело, что экономика, уровень развития производительных сил не влиял в эпоху первичной формации и не будет влиять при коммунизме на организацию социума. Конечно, влиял и будет. Однако только при экономической формации и в полной мере на стадии ее полного воплощения - на капиталистической стадии экономические отношения, отношения рынка стали опосредовать все непосредственно человеческие отношения. В этом смысле все общество, все люди, живущие в рыночном, капиталистическом обществе, а не только капиталисты отчуждены - отчуждают свою «человечность» (свободу воли) в пользу рыночного капитала и законов его функционирования, но капиталист тут самоотчуждается максимально. Он и первый ученик и первая жертва.
«это тот труд, который выполняется с любовью, а отчужденный - наоборот с отвращением». Не нужно так резко. Не только с отвращением. Много людей, которых с детства воспитывали с почтением к труду, пускай и унылому, монотонному и люди честно стараются сделать свое дело лучше. Да даже требующем творчества но не к тому, которому даша лежит, а к тому, за который платят хорошо, например. В любом случае отчужденный труд есть труд по принуждению в самом общем смысле, не важно что принуждает, высокий ли статус должности или высокая заработная палата.
А теперь 2) Представим себе рабочего на заводе, который периодически опаздывает, уходит в запой. Его, конечно, держат на работе, потому что он хороший токарь, да и замены кадров сейчас не найти. Но этому токарю, назовем его Толик, противно каждое утро идти на работу, и пьет он потому, что хочет хоть как-то залить свое бешенство, вызванное необходимостью выполнять ненавистный труд в пользу общества (при социализме), или в пользу предпринимателя (при капитализме). Этот Толя в детстве был тонкой натурой, мог часами смотреть по черно-белому телевидению балет, и мечтать как он сам, взрослым, выйдет на подмостки, станет выдающимся мастером, и весь зал с восхищением будет смотреть на него. А потом он пошел в ПТУ...
Таким образом, как я поняла, неотчужденный труд, это тот труд, который выполняется с любовью, а отчужденный - наоборот с отвращением.
И ещё у меня есть к вам вопрос. Скажите, пожалуйста, а превращенная форма и надстройка - это одно и то же?
Reply
Один известный российский режиссер возмущался: мол, пришел просить денег на фильм у банкира, но пришлось отказаться от денег, так как бизнесмен стал его учить, как снимать фильм, причем принуждал вставлять в фильм примитивные сцены. Режиссер возмущался: зачем лезет в то, что не знает, зачем все портит. Режиссеру было невдомек, что бизнесмен так видит мир и хочет, чтобы окружающие были такими, как он. Было бы странно, если было бы наоборот, зачем он будет давать деньги на фильм, который будет воспитывать людей в презрении к таким, как он. Господствующий класс всегда прививает обществу определенное мировоззрение, основой которого является ориентация на систему ценностей господствующего класса. Фильмы Тарантино далеки от человеческого искусства, это отчуждённый труд.
Reply
Я не зря привела в пример именно этого одиозного режиссера. Хотела показать, что свободный труд может оцениваться с точки зрения какой-то морали и отрицательно. Однако, примешивать мораль к научной теории,мне кажется,некорректно.
Другое дело возникает дилемма: неотчужденный труд не обязательно так же является всеобщим. Виктор приводил в пример "труд" бандита, который приносил ему прибыль, но не являлся всеобщим (хотя, может, и не лишен элемента творчества). Но опять же дело здесь не в морали. Капиталисты времен первоначального накопления капитала могли вести себя как настоящие бандиты по отношения к обираемому ими населению. Однако же труд их был всеобщим - он работал на дело развития общества, Прогресса.
Когда же труд капиталистов начал тормозить Прогресс, он перестал быть всеобщим. Таким образом не вижу, чем мой пример с Тарантино был некорректен. Да, его творчество может многим не нравиться, но это не значит что он не занимается им с любовью. Если вся жизнь его посвящена, выбранной им не по принуждению, профессии, то и труд его является свободным, неотчужденным. Другой вопрос, является ли он всеобщим, то есть способствует ли он Прогрессу - ту можно спорить. Мне кажется не всегда можно точно определить, можно ли отнести труд к категории всеобщего или нет.
Например труд ученого определенно всеобщий. Неотчужденный труд ремесленника (в случае человека, с любовь делающего мебель и дарящего её своим близким) также является всеобщим. А вот с людьми "свободных творческих профессий" вопрос уже сложный. Не знаю, был ли всеобщим труд художников, выставку работ которых разогнал Хрущев...
Reply
Reply
Например, для учёного-медика, который ищет способ лечения определённой болезни, целеполагание задано "биологической конъюнктурой". Значит ли это, что его труд несвободен?
Reply
Так вот в рамках деятельности капиталиста законы рыночного обращения и рыночного капитала начинают определять непосредственное поведение людей именно в названных сферах. Хочет или не хочет капиталист лично увольнять или не увольнять людей, конкурировать или не конкурировать - даже зная, что в результате конкуренции он пустит по миру конкурента и т.д. - от его хотелки ничего не зависит. Или он поступает так, как диктует рынок, или он сам разоряется и вылетает из системы - капитал изгоняет плохого слугу. В результате капиталист отдает свою свободу личности (отчуждает ее) в пользу безличной системы рыночных отношений.
В этом кстати, принципиальное отличие экономической формации от первичной и от коммунистической. Не в том дело, что экономика, уровень развития производительных сил не влиял в эпоху первичной формации и не будет влиять при коммунизме на организацию социума. Конечно, влиял и будет. Однако только при экономической формации и в полной мере на стадии ее полного воплощения - на капиталистической стадии экономические отношения, отношения рынка стали опосредовать все непосредственно человеческие отношения. В этом смысле все общество, все люди, живущие в рыночном, капиталистическом обществе, а не только капиталисты отчуждены - отчуждают свою «человечность» (свободу воли) в пользу рыночного капитала и законов его функционирования, но капиталист тут самоотчуждается максимально. Он и первый ученик и первая жертва.
Reply
Не нужно так резко. Не только с отвращением. Много людей, которых с детства воспитывали с почтением к труду, пускай и унылому, монотонному и люди честно стараются сделать свое дело лучше. Да даже требующем творчества но не к тому, которому даша лежит, а к тому, за который платят хорошо, например. В любом случае отчужденный труд есть труд по принуждению в самом общем смысле, не важно что принуждает, высокий ли статус должности или высокая заработная палата.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment