Во времена оные случилась в СССР дискуссия по поводу соотношения таких вещей как мировоззрение, философия, диалектика как наука и диалектика как метод.
В этой дискуссии участвовал и Эвальд Ильенков, написав следующую
статьюВ принципе можно было бы почитать и других участников дискуссии, и кто захочет, прочтет. Я взял именно статью Ильенкова не
(
Read more... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Именно поэтому для неопозитивиста одинаково неприемлема диалектика в любой ее редакции, как в гегелевской, так и в марксистской, ибо диалектика вообще претендует на познание как раз таких форм и законов развития, которые остаются одними и теми же, идет ли речь о развитии внешнего мира (т. е. природы и общества) или о развитии мышления (познания этого мира), т. е. форм и законов развития вообще, форм и законов, которые только и связывают в одно целое “физический мир” с “миром психическим”, не упраздняя в то же время гносеологической противоположности этих двух “миров”.
Попытки вам втереть за диалектику будут наталкиваться на железобетонную стену тотального отрицалова, потому что это политическая позиция по-сути, а не логическая. Это примерно как пытаться доказать Фрицморгену реакционность капитализма в 2020-ом, сами понимаете.
Тут идея как бы не в том, чтобы искать истину и общественную пользу, а в том чтобы быть пропагандоном - выражать политическую позицию определенных общественных групп в области обществознания и прилагающихся дисциплин.
Reply
Но вы признали, что диалектика -- это "политическая позиция по-сути, а не логическая", уже хорошо. И таки вам не "жмёт", что, выражаясь вашими же словами, пропагандонство выдаётся за логику?
Ну и Ильенков-то вещает об "общих законах" -- т.е. это даже не просто честная агитация, а весьма подленькая и антинаучная.
Reply
Reply
Но отмечу, что в этой модели третий класс гносеологически не отличается от первого -- тоже просто верит, а ни адекватных примеров применения, ни теоретического обоснования нет, зато позиция заявляется истинной (а не согласные -- еретиками).
Reply
С такой дичью даже Фрицморген не согласится.
Но отмечу, что в этой модели третий класс гносеологически не отличается от первого -- тоже просто верит, а ни адекватных примеров применения, ни теоретического обоснования нет, зато позиция заявляется истинной (а не согласные -- еретиками).
Ну так с позиции второго класса оно так и выглядит. Особенно если в качестве сподручного инструмента познания в интернет-дискуссиях использовать логически непрошибаемую железобетонную стену тотального отрицалова. Иначе и быть не может.
Reply
Но на тему научности -- это надо долго и занудно обсуждать "что есть наука" и всё такое. Но если в двух словах. то просто: в марксизме деление на классы идёт по формальному, бюрократическому признаку "обладание средствами производства как частной собственностью". Ровно та же системная ошибка, что и в концепции "нации" по гражданству -- примеряем к действительности и получаем маразм. Научное деление должно исходить из собственных свойств объектов, а не бюрократии.
Что же касается теории познания -- то она классовой быть не может. Классовой может быть только пропаганда, всё верно.
Reply
Теория познания конечно не может быть классовой. Либо из нее следует аксиома о вечном бытии второго класса, либо она ложная. Видите как все просто.
Reply
Точек зрения может быть сколько угодно, но это же не значит их равноправие.
Есть естественнонаучные дисциплины, и там нет ни "пролетарской физики", ни "православной химии" и вообще идеология не при чём от слова "совсем". Попытки прицепить сюда идеологию ничем хорошим не кончаются.
Есть общественные и психологические дисциплины, которые на данные момент на полноценные науки не тянут, и тут возможно манипулятивное применение -- но это не от самих наук как таковых, а именно от ненаучной манипуляции. Ну, скажем, известное исключение ЛГБТ из списка болезней -- не аргументами, а просто политотой и голосованием. А сейчас и вообще "гендерные науки" типа, ага.
Соотв., надо просто это учитывать -- и при научном подходе нет "классовых" наук, есть только "классовые" демагогические идеологии. Скажем, экономикс от капитализма и марксизм соотв. При этом обе стороны "забыли" про отличие экономики от хрематистики, про роль ссудного процента и с какого-то бодуна именуют экономику наукой, хотя в лучшем случае это -- инженерная жисциплина соотв. идеологии.
Ну и что касается теории познания -- аналогично. Скажем, сразу надо понимать, что вера -- любая -- к познанию отношения не имеет.
Reply
Честно говоря ваше двоемыслие поражает. Каждое отдельное предложение просто вопит о жесточайшей абсолютно беспринципной идеологической мясорубке в "науке", но посыл всего поста полностью отрицает то о чем кричит каждое отдельное предложение. Как оно - использовать ту самую извращенную форму "диалектики" против которой вы тут якобы выступаете.
Reply
Тут важно понимать отличие науки per se и, скажем так, мейнстрима "учёного сообщества".
В науке как таковой нет и не может быть идеологии, этики и проч. Однако учёные могут подвергаться влиянию и, например, ничтоже сумняшеся разбирать темы генетики/селекции или там теории относительности не с т.з. науки, а в плане соответствия идеологии. Или считать наукой ЛГБТ-пропаганду. Или, скажем, не допускать не толерантных исследований на тему расовых отличий. Это всё (и много чего ещё) -- именно что идеологическое влияние на научное сообщество. Может быть и в плане бизнеса -- то же "всемирное потепление", может быть смешанное -- запрет изучать т.н. холокост.
Вот только к науке per se это отношения не имеет. Это как стандартные рассуждение с подменой тезиса вида "есть верующие учёные -- значит, наука и религия совместимы".
Собсно, чем жёстче научная дисциплина соответствует научной методологии, тем меньше возможностей для идеологических подтасовок. Как уже написал: экономика, которая вообще, строго говоря, не наука, тут манипулируется легко. а вот естественнонаучные дисциплины -- никак, там приходится либо запрещать что "не то", либо не финансировать и т.п.
2. Я не раз сталкивался с заявлением от диалектиков -- мол, сам же её и используешь! Вот только ни один так и не смог показать, как именно. Может, у вас получится?
И таки не надо телепатить -- я вот не вижу расхождения моих рассуждений и с общим смыслом поста. В чём конкретно вы обнаружили двоемыслие? Это, знаете ли, серьёзное обвинение.
Reply
Без сомнения, в "науке как таковой" не может быть идеологии, этики и проч - так провозглашает идеал бесклассовой науки второй класс нашего классового общества. Но ведь "науки как таковой" не существует, это просто абстракция оторванная от реальности, в которой наука реально делается реальными людьми в реальной экономике на реальные деньги которые дает реальное государство реального класса, а не существует сама по себе вне общества, вне экономики и вне человеческой деятельности в мире идеальных платоновских форм.
Вдвойне весело посмотреть на определение "современной науки как таковой" данное ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК Иванов Кирилл Павлович - проф., зав. лаб. Института физиологии им. И.П. Павлова РАН.
Современная наука - это огромная армия специалистов высшей квалификации, это совершенные приборы, которые способны в миллионы раз обострять наше восприятие внешнего мира, приближать предметы, удаленные от нас на огромные расстояния, изучать сверхбыстрые и необычайно медленные физические, химические, биологические процессы, производить огромный объем сложнейших вычислений в кратчайшие сроки. Наука позволяет понять принципы и подробности строения и свойства окружающего мира, строение и механизмы жизнедеятельности нашего собственного организма и всех живых существ.
Мейнстрим "ученого сообщества" откровенно заявляет, что наука per se это и есть мейнстрим "ученого сообщества". С точки зрения представителя реальной "науки как таковой" реальная "наука как таковая" это корпорация ученых с реальными тараканами в головах, повязанная экономическими (и идеологическими соответственно) интересами с теми кто дает деньги на "совершенные приборы" и все такое прочее.
Мне даже как-то стремно слушать такую дичь от фаната Лекса Кравецкого, который читает лекции о лженауке диалектике с чуваками из комиссии по борьбе с лженаукой и у которого научность определяется корпоративностью в строгом соответствии с определением научности мейнстримом "ученого сообщества".
Reply
Вопрос лишь в том, поддерживаете ли вы это демагогию. Как я понимаю -- таки да?
2. "от фаната Лекса Кравецкого" -- пошла телепатия? Из вас плохой телепат, огорчу. Из того, что я в чём-то согласен с Лексом, никак не следует, что я его фанат и что я во всём с ним согласен. Ну вот почему сторонники диалектики и классового подхода так часто лажают по логике? Ладно, вопрос риторический.
Как понимаю, конструктивного разговора не будет, и вы таки не собираетесь показать, где у меня двоемыслие (или вот это -- и была типа демонстрация?).
Reply
Leave a comment