В комментариях к
вот этому моему тексту уважаемая
ninaofterdingen критически
спрашивает у меня о моем отношении к цивилизационной теории. Цивилизационную теорию она определяет следующим образом: мы, пишет Нина, «
видим историю как смену цивилизаций, уникальных, друг к другу несводимых и даже плохо одна на другую переводимых. При таком подходе
(
Read more... )
Reply
+!
Reply
Reply
Reply
А разве мы это доказали? В СССР, где к науке было почти религиозное отношение, где в ней видели двигатель в светлое будущее?
По-моему, мы как раз доказали то, что наука развивается там, где на ней лежит мощная идейная нагрузка, связанная с самыми существенными моментами общественного сознания.
Reply
Reply
А в Индии - сугубо вторично, по-моему.
Reply
Reply
Кургинян как-то говорил, что Китай только имитирует для внешнего наблюдателя развитие западной науки, а на самом деле развивает свою.
Не знаю, насколько это верно, но в той мере, в какой он будет заимствовать западные подходы, он будет саморазрушаться.
Reply
А какие именно критерии являются "западными"? Наличие экспериментального метода, например? Или наличие принципа причинности?
Reply
Вот именно то, на что вы указали. Для западного ученого благодарить императора за несостоявшееся затмение - бред, начисто исключающий научный подход. Китайскому, работавшему ничуть не менее плодотворно, представление о иерархичности мироустройства и взаимосвязи всего сущего, по-видимому, ничуть не мешало.
Reply
Благодарить императора за несостоявшееся затмение - это значит не работать с принципом причинности. Можно ли назвать это наукой?
Если да, то каковы сущностные признаки науки, по-вашему?
Что касается плодотворности - можно просто сравнить результаты.
Reply
Если люди знали, где расположить астрономические инструменты, значит, с принципом причинности они работали. Если они не ограничивались жестким детерминизмом, а включали причинность в более широкую систему связей, это, по-моему, говорит в их пользу.
О сущностных признаках науки - с лету такое не сформулируешь, подумать надо.
Как сравнивать будете? В какую эпоху и по каким критериям?
Reply
Обезьяна тут не при чём. Здесь вообще нет оценочных смыслов - что хуже, что лучше.
Тезис другой: если называть конкретный западный феномен наукой, то в древнем Китае этого феномена не было, а был какой-то иной. Вот и всё.
Reply
Reply
В том и проблема: если в случае с западом мы имеем науку по определению, то в других случаях есть вопрос, наука ли это или что-то иное, и нужны критерии. Об этом я и спрашивал. Это же вы утверждаете, что в древнем Китае была именно наука.
Reply
Leave a comment