Miscellanea Mozarabica

Aug 09, 2015 16:15

Некоторые соображения о памяти мученика Лаврентия в испано-мосарабской традиции.

(1) Предварительные данные. Литургическое поминовение Лаврентия в Риме совершалось уже в середине IV века (10 августа в Depositio martyrum). Не исключено, что уже тогда стала складываться агиографическая легенда, засвидетельствованная текстами V века: Лаврентий был диаконом папы Сикста II, казненного 6 августа 258 года. Он погиб вскоре после своего епископа, а через несколько дней был предан смерти другой христианин, Ипполит. Незадолго до казни Сикста римские власти казнили мучеников-персов Абдона и Сеннена. Памяти этих мучеников, указанные в Depositio martyrum (Абдон и Сеннен 30 июля, Сикст с диаконами Фелициссимом и Агапитом 6 августа, Лаврентий 10 августа, Ипполит и Понтиан 13 августа), могли воспринимать как достоверное свидетельство о хронологии гонения на христиан. Именно такая картина нарисована в "Мученичестве Сикста, Лаврентия и Ипполита" (Passio vetus, предположительно вторая половина V века), где датировки казней христианских мучеников синхронизированы с литургическим календарем.

Судя по всему, цикл праздников, впервые отмеченный в середине IV века, еще сохранялся на рубеже VI и VII веков, когда был составлен так называемый Веронский сакраментарий. Хотя эту рукопись трудно назвать полноценной богослужебной книгой, ее составитель располагал текстами римских литургических формуляров и разместил их в таком же порядке: Сикст с Фелициссимом и Агапитом (6 авг.), Лаврентий (10 авг.), Ипполит и Понтиан (13 авг.). Об эволюции римского санкторала свидетельствуют Геласианский и Григорианский сакраментарии (условно VII век). Здесь последовательность праздников такова: память Сикста, вигилия Лаврентия, память Лаврентия, память Ипполита, октава Лаврентия [только в Гелас.]. Здесь видна экспансия литургического поминовения Лаврентия, который пользовался исключительным почитанием, за счет других памятей. Эта система сохранялась в римском обряде до XX века.

Распространение культа Лаврентия и связанных с ним мучеников началось не позднее рубежа IV-V веков. Их поминовение вошло во все литургические традиции Запада (не касаюсь особой и не вполне понятной мне ситуации в Галлии). Например, в богослужении Карфагена в первой половине VI века можно видеть памяти папы Сикста (6 августа), Лаврентия (10 августа), Ипполита (13 августа).

(2) Испано-мосарабская традиция. Самая ранняя дошедшая до нас рукопись (Веронский орационал, конец VII века) содержит молитвы вечерни и утрени для праздников Лаврентия (10 августа) и Ипполита (11 августа). В лекционарии (Liber commicus) и в Леонском антифонарии указана только память Лаврентия. В других книгах под 10 августа указано поминовение всех троих святых. В сакраментарий (Liber missarum) включена "месса святых мучеников Сикста, Лаврентия и Ипполита", состоящая из девяти молитв: в четырех текстах упоминаются Сикст и Лаврентий, в четырех других - только Лаврентий, и лишь в префации (inlatio) названы все три мученика. Поминовение этих святых под одним числом подтверждается календарями X-XI веков. В Кордовском календаре указано: "у христиан праздник епископа Сикста, диакона Лаврентия и Ипполита, преданных смерти в Риме" (ошибочно под 9 августа, исправлено в латинском переводе), в более поздних календарях из северной Испании - память Сикста, Лаврентия и (не всегда) Ипполита.



(3) Выводы. Разногласия в испанских литургических книгах скорее всего связаны не с локальными вариациями богослужения, а с развитием испанской литургии в целом. В книгах, которые отражают более раннюю ситуацию, под 10 августа указано поминовение мученика Лаврентия; память Сикста и Ипполита могли совершать в другие дни (а могли и вовсе не совершать). С уверенностью можно говорить о датировке Веронского орационала, который отражает городское богослужение Таррагоны в последние десятилетия существования Вестготского королевства. Примерно к тому же, если не к более раннему, времени я склонен относить систему чтений, сохранившуюся в испанском лекционарии. Она определенно выглядит более архаичной, чем санкторал других мосарабских книг (сакраментарий, антифонарий, не говоря уже о календарях). Критерием датировки в данном случае может служить количество памятей, заимствованных извне, главным образом из Рима и Галлии. В лекционарии таких памятей почти нет. Датировка литургического года, засвидетельствованного в Леонском антифонарии, требует больше усилий, поэтому оставлю этот вопрос открытым.

В высшей степени показателен состав проприя мессы в толедском сакраментарии (Toledo. Bibl. capit. 35.3, датировка плавает - IX век или XI-XII века). Чаще всего в молитвах упоминается Лаврентий, а имя Ипполита встречается лишь в одном тексте. Чем это объяснить? Предположим, что в молитвах постоянно говорится о Лаврентии, потому что он был особенно чтимым святым. Но молитвы проприя составлены с учетом испанской версии Passio vetus (она входит в "Испанский пассионал" X века), где всем троим святым уделено равное внимание (заголовок: "Страдание святых мучеников, епископа Сикста и архидиакона Лаврентия и военачальника Ипполита, пострадавших в городе Риме при цезаре Деции, в четвертые иды [10] августа"). Кроме того, создается впечатление, что особое внимание к Ипполиту в префации связано с тем, что в других молитвах о нем ничего не сказано. Из этого следует, что проприй в том виде, в каком он сохранился в сакраментарии, является результатом редакторской обработки. Не исключено, что первоначально в молитвах мессы шла речь только о мученике Лаврентии, в соответствии с указаниями в ранних испано-мосарабских книгах. Затем над проприем поработал редактор, который заменил половину молитв другими текстами, в которых упоминался Сикст (надо подчеркнуть: речь идет не о механической вставке имени Сикста, а о серьезной переработке текстов). На последнем этапе редакторы спохватились, что молитвы с упоминаниями Сикста и Лаврентия не соответствуют характеру праздника, и добавили пространную префацию, половина которой посвящена Ипполиту. Конечно, все могло быть иначе, но общая картина такова: сначала молитвы мессы 10 августа были посвящены одному лишь Лаврентию, потом их переработали для лучшего соответствия празднику в честь трех мучеников.

Когда это могло произойти? Первоначальный проприй мессы Лаврентию, очевидно, соответствовал молитвам утрени и вечерни в Веронском орационале, чтениям в лекционарии и песнопениям в Леонском антифонарии. Получается, что речь идет о конце VII века, то есть о состоянии испанского богослужения до или после юлиановской унификации. Толедский епископ Юлиан (680-690) предпринял литургическую реформу, в процессе которой, как сообщает его биограф Феликс, были пересмотрены и отредактированы "liber missarum" (сакраментарий) и "liber orationum de festivitatibus" (орационал). Часть молитв подверглась правке, часть - заменили новыми текстами. Не исключено, что другие богослужебные книги (лекционарий, антифонарий) тоже были отредактированы. Стоит, впрочем, подчеркнуть, что в эпоху Юлиана полноценные литургические книги только формировались, поэтому настоящей задачей толедских справщиков скорее всего было поставить в четкие рамки протекавший в отдельных церковных центрах процесс создания богослужебных сборников из разрозненных "литургических тетрадок".

Можно ли считать создание богослужебных текстов в день памяти Лаврентия результатом юлиановской реформы? Полагают, что Веронский орационал - в сущности, юлиановская "liber orationum". В таком случае, на поставленный вопрос надо ответить положительно. Но получается так, что введение праздника Сикста, Лаврентия и Ипполита 10 августа, заменившего поминовение Лаврентия, является послеюлиановской новацией. Это противоречит мнению большинства специалистов по испанскому богослужению. Они считают, что испано-мосарабский обряд в том виде, в каком он представлен в рукописях IX-XIII веков, был сформирован юлиановскими литургистами в конце VII века из более раннего, возможно, даже доконстантиновского материала. Я скептически отношусь к этой точке зрения, и, кажется, пример с праздником 10 августа дает для этого некоторые основания. Получается, что уже после Юлиана формуляры праздничных месс могли подвергаться серьезной правке. Основания этой правки достаточно любопытны. Возможно, идею поминать трех святых в один день испанским литургистам подсказал агиографический текст - "Мученичество Сикста, Лаврентия и Ипполита". Но есть и другое объяснение: восточное влияние. В константинопольской Великой церкви поминовение троих римских мучеников совершалось не так, как в Риме (в разные дни), а в один день - 10 августа. К сожалению, скудные византийские источники не позволяют понять, когда сложилось это празднование, но оно определенно существовало в Χ веке.

Можно рассматривать и другое объяснение: праздник Лаврентия 10 августа - реликт доюлиановской эпохи, а установление праздника Сикста, Лаврентия и Ипполита связано с литургической реформой конца VII века. В таком случае надо признать, что Веронский орационал отражает локальное богослужение Таррагоны до реформы Юлиана, а лекционарная система тоже восходит к исключительно раннему времени, допустим, к эпохе Исидора Севильского. Получается, что половина испанских книг (лекционарий и антифонарий), которые использовались до конца XI века, сложились не позднее VII века и не согласовывались с сакраментарием. Не стоит сходу отбрасывать такую возможность: в конце концов, мы ничего не знаем о пересмотре системы чтений и песнопений, соответствовавшем юлиановской унификации молитв. Но в таком случае средневековый испано-мосарабский обряд предстает как плохо согласованный набор литургических архаизмов.

worship

Previous post Next post
Up