менструация и святое

Feb 07, 2015 14:38

Говорят, среди неисчерпаемых тем в русском религиозном дискурсе есть и такая - можно ли во время месячных приходить в церковь и причащаться. Одни говорят: конечно, нельзя, потому что святые отцы не велели и вообще пакость. Другие говорят: конечно, можно, и вообще пора кончать с этим варварством и нетерпимостью ( Read more... )

занудство, канправо, клерикальное

Leave a comment

Comments 17

varrajun February 7 2015, 15:41:32 UTC
Помню, капаясь в комментариях к канонам, нашел объяснение на запрет причащения во время менструации, которое заключалось в том, что в храме нельзя проливать кровь (это, видимо, было то ли у Зонары, то ли у Вальсамона).

Reply

irenered February 7 2015, 16:17:37 UTC
Шикарный текст! :) а вообще поражает, с каким пылом мужчины обсуждали и продолжают обсуждать чисто женскую немощь ;)

Reply

mondios February 7 2015, 20:05:15 UTC
а че вас смущает?
кто же сии апории должен решать?

Reply

irenered February 7 2015, 21:49:14 UTC
;)) ну да. Но ведь сложно судить о предмете, не зная его по существу... ;) бывают ведь и кровотечения в период овуляции(то есть не месячные) и еще куча физиологических тонкостей. Когда считать их начавшимися, с какого момента- закончивщимся, а если закончились- а через пару чистых дней- опять? ;)))))) и так далее

Reply


toletanus February 8 2015, 14:16:30 UTC
На эту тему имеется публикация инокини Вассы 2008 года: Larin V. What is Ritual Im/Purity and Why? // St. Vladimir’s Theological Quarterly. New York, 2008. Vol. 52: 3-4. P. 275-292. СКАЧАТЬ ФАЙЛ (PDF, 2.39 Mb).

Русский перевод статьи здесь: http://www.pravmir.ru/o-ritualnoj-nechistote-chto-eto-i-zachem/

Reply

smirennyj_otrok February 9 2015, 03:04:24 UTC
А, спасибо. В этом контексте занятно, что Григорий по сути отметает идею "ритуальной нечистоты" в любом ее физическом проявлении.

Reply

toletanus February 9 2015, 07:33:13 UTC
Угу. Свт. Григорий и готам разрешил, чтобы они крестили одним погружением. (См. в книжке проф. Пинеля, который у вас в ПЭ имеется, но который, судя по всему, так и не был прочитан... Обр. внимание на стр. 124 внизу--125 верх). Достаточно либеральных взглядов был Папа.

Но славянский требник не такой щедрый. В нем предписывается священнику читать молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча. И в этих молитвах священник просит, чтобы Господь очистил "сию рабу" родившую "от скверны". И даже более -- "простити ей, и всему дому, в котором родился ребенок, и всем, кто к ней прикоснулся"... Вообще, от этого последования остается какое-то двоякое чувство. Содержание молитв располагает к тому, чтобы считать роды чем-то греховным и нечистым, и каяться в этом. Где уж тут "но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости" (Ин. 16, 21).

Reply

smirennyj_otrok February 9 2015, 21:32:18 UTC
Это не либерализм, а идея "единства в многообразии". У Григория она особенно заметна в отношении к разным литургическим штукам.

>>который, судя по всему, так и не был прочитан

Молодой человек, вы свои инсинуации придержите, пожалуйства.

Reply


horhe_new February 9 2015, 14:30:19 UTC
Спасибо за интересный текст!

Очень хотелось бы разобраться с критериями мужской ритуальной (не)чистоты - каноны, правила, практ. применение?
В частности - для священнослужащих. Не приходилось в отличии от женской сталкиваться на практике с акцентами на данных физиологических явлениях.

Reply

smirennyj_otrok February 9 2015, 21:34:19 UTC
Тут же дали ссылку на длиннющий трактат про это дело -- пятью комментами выше. Воистину бездонная тема.

Reply

toletanus February 10 2015, 07:01:56 UTC
Насколько я помню, об этом есть упоминание в Завещании (им. ввиду Testamentum Domini Nostri Jesu Christi, см. соответствующую статью в ПЭ, текст в издании Рахмани можно найти здесь).

Reply

toletanus February 10 2015, 07:14:29 UTC
Ага, вот. "Акцент на данных физиологических явлениях" обнаружен в конце 25 главы книги первой, в рубрике перед приобщением:

Porro episcopus, si passus fuerit in somno profluvium, ne offerat; sed offerat presbyter; neque idem episcopus sumat ex mysteriis, non quasi sit pollutus, sed propter honorem altaris. Postquam autem jejunaverit et se lavaverit aquis mundis, accedat ad ministerium. Item et presbyter. Vidua quoque, quae menstrua fuerit, non accedat (ad sumendam eucharistiam). Similiterque quaevis alia mulier (menstrua) aut vir laicus, aut quisquis ex ccetu (qui profluvium noctumum habuerit), ne accedant, honoris causa, nisi praemissis jejunio et lavacro.

Reply


ot_kuda_to June 17 2015, 21:53:15 UTC
А кто еще повторяет правило о том, что необходимо воздерживаться от совокупления в то время, когда жена кормит грудью? В чем суть этого запрета?

Reply


Leave a comment

Up