менструация и святое

Feb 07, 2015 14:38

Говорят, среди неисчерпаемых тем в русском религиозном дискурсе есть и такая - можно ли во время месячных приходить в церковь и причащаться. Одни говорят: конечно, нельзя, потому что святые отцы не велели и вообще пакость. Другие говорят: конечно, можно, и вообще пора кончать с этим варварством и нетерпимостью.

По этому поводу в свое время высказался папа Григорий Великий в известных ответах Августину Кентерберийскому. Я уже имел честь упоминать эти ответы, приведенные Бедой в «Церковной истории англов» (1. 27). Вообще там есть интересные вещи, которые в то время редко оговаривались.

Письмо Григория (по-ученому - Libellus responsionum, или тетрадка с ответами) было написано между 601 и 604 годами, то есть незадолго до его смерти. С точки зрения церковного права, это чистой воды декреталия. Каноническую рецепцию этих ответов подтверждает их наличие в нескольких правовых сборниках.


Вопрос Августина: Следует ли крестить беременную женщину? Когда она родит, через какое время ей можно входить в церковь? И через сколько дней родившийся [ребенок] может принять таинство священного крещения, чтобы смерть не опередила его? И еще: через какое время муж этой женщины может сочетаться с ней плотским соитием? Если же у нее случится менструация, можно ли ей входить в церковь и принимать таинство священного причастия? А муж, совокупившись с женой, может ли входить в церковь, не омывшись водой? А подходить к таинству священного причастия? Все это стоит знать непросвещенному народу англов.

Отвечает Григорий: Я не сомневался, брат мой, что ты будешь спрашивать об этом, и считаю, что мне следует дать ответ. Думаю, тебе хочется, чтобы мой ответ подтвердил твои собственные мысли и высказывания [по этому поводу]. Почему нельзя крестить беременную женщину, если плотское размножение не является грехом перед всемогущим Богом? Когда наши предки согрешили в раю, они утратили дарованное им бессмертие по справедливому суду Бога. Но всемогущий Бог не пожелал, чтобы человеческий род полностью исчез из-за своего преступления - ведь человек по причине своего греха лишился бессмертия - и потому в благом милосердии оставил ему способность производить потомство. Так как же можно отказать в благодати священного крещения из-за того, что осталось в человеческой природе как дар всемогущего Бога? Нелепо думать, будто бы таинство, в котором уничтожается любой грех, несовместимо с даром благодати.

Спустя сколько дней после родов женщина сможет войти в церковь, на этот счет тебе известно ветхозаветное повеление: после рождения мальчика ей следует воздерживаться 33 дня, девочки - 66 дней. Но это не следует понимать буквально (quia in mysterio accipitur). Если в самый час родов женщина придет в церковь, чтобы воздать благодарность, никакой грех не ложится на нее: грешны плотские удовольствия, а не страдания. Удовольствие получают от совокупления, а от родов - только боль. Потому-то первой матери всех людей и было сказано: «Ты будешь рожать в мучениях». Если мы запретим родившей женщине приходить в церковь, то даже постигшее ее наказание сочтем за грех. А в случае смертельной опасности никоим образом не запрещено крестить родившую женщину или ее [ребенка] в тот же час, когда она родила, а он родился. Живым и находящимся в сознании благодать священного таинства надо даровать с осторожностью, но тем, кому угрожает смерть, - без малейшего промедления. Если хоть немного промедлить с таинством искупления, то искупать будет уже некого.

К супружескому сожительству мужа нельзя допускать, пока родившегося [ребенка] не отнимут от груди. У супругов появилась дурная привычка, когда женщины пренебрегают кормлением своих детей и отдают их для этого другим, что, по-видимому, вызвано одной только невоздержанностью. Не желая воздерживаться, они не хотят и потомство кормить грудью. Поэтому и те женщины, которые по дурной привычке отдают своих детей другим для вскармливания, не должны сожительствовать с мужьями, пока не наступит время очищения. Ведь и без всяких родов супругам запрещено сожительство при менструации, так что священный закон даже карает смертью мужа, который спит с женой во время месячных. Однако не следует запрещать женщине во время месячных приходить в церковь, так как побочные явления человеческой природы не нужно считать грехом. Женщина страдает помимо своей воли, и несправедливо запрещать ей входить в церковь. Ведь нам известно, что женщина, страдавшая кровотечениями, смиренно подошла к Господу сзади и коснулась края его одежды, и немедленно исцелилась от своего недуга. Если ей в состоянии кровотечения удалось коснуться одежды Господа, почему страдающей от месячных нельзя войти в церковь? Ты можешь возразить: Ее-то заставила болезнь, а мы говорим о заурядном явлении. Так подумай, дорогой брат: все, что мы испытываем смертной плотью по природной немощи, является следствием греха, и мы по справедливости получили это от Бога. По немощи нашей природы мы испытываем голод и жажду, страдаем от жары и холода, от усталости. И что нам остается, если не утолять голод пищей и жажду - питьем, спасаться от жары на прохладе, прикрываться одеждой от холода, отдыхать при усталости, в общем, искать средство от всякой немощи? У женщины истечение крови во время месячных - тоже немощь. Если одна страдающая женщина прикоснулась к одежде Господа и поступила правильно, то почему нельзя всем больным, страдающим от природного изъяна, получить то, что было даровано одной из этих больных?

Запрещать в такие дни женщине принимать таинство святого причастия также не следует. Достойно похвалы, если она сама из благоговения решится не делать этого, но если и решится, не нужно ее за это осуждать. Добрым людям свойственно в некотором смысле признавать за собой грех там, где никакого греха нет, так как наши поступки часто безгрешны, но их причина связана с грехом. Например, когда мы принимаем пищу, то не совершаем грех, но чувство голода возникло из-за греха, который совершил первый человек. Женская менструация происходит по естественной причине, и никакого греха в ней нет. Но сама человеческая природа настолько обезображена, что кажется оскверненной помимо нашей собственной воли. И от греха по [божественному] приговору произошел порок, который человек признает за собой. Человек, согрешивший по собственной воле, невольно должен нести бремя греха. Поэтому пусть женщины сами решают: если они во время месячных не осмелятся подойти к таинству тела и крови Господа, их разумное решение достойно похвалы; но если по привычке, усвоенной вследствие благочестивой жизни, влечение к таинству победит, то, как мы уже сказали, их не следует за это порицать. Если в Ветхом Завете говорится о действиях человека, то в Новом внимательно рассматриваются не столько внешние проявления, сколько внутренние помышления человека, которые караются метким суждением. Например, закон запрещает есть много всего такого, что считалось нечистым, а в Евангелии Господь говорит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, - именно это оскверняет человека». А немного дальше добавлено такое пояснение: «Из сердца исходят дурные помышления». Из этого вполне очевидно следует, что нечистым всемогущий Бог называет происходящее от нечистых помышлений. По этому поводу апостол Павел говорит: «Для чистых людей все является чистым, а для оскверненных и неверующих ничего чистого нет». Получается, что любая пища чиста для того, чья совесть чиста; и если женщина с чистой совестью страдает из-за своей природы, стоит ли приписывать ее страдания нечистоте?

Дальше идет пространное рассуждение о том, через какое время после полового акта можно посещать церковь. У Григория там настоящий полет мысли, есть и несколько трудных для меня мест, поэтому не буду утруждать себя переводом. В общем, Григорий упирает на интенцию мужа, переспавшего с женой. От этой интенции зависит степень греха, в который он впал. Если он с ней спал из тупой похоти, это одно дело, если ради деторождения - совсем другое, само собой. В том случае, если его намерения были чисты, можно из уважения к святому месту помыться и сразу на причастие (если в церковь можно, то и причащаться без проблем). В любом случае, стоит малость отойти от угара, ну и мысль устремить горé.

Оригинал - Venerabilis Baedae opera historica, ed. C. Plummer, 1 (Oxonii 1896), 53-59 и Gregorii I papae registrum epistolarum, ed. P. Ewald / L. M. Hartmann, 2 (MGH Epistolae 2), 338-342

Есть и такой перевод на русский: http://krotov.info/acts/07/3/beda01.html#ii
.

занудство, канправо, клерикальное

Previous post Next post
Up