de reliquiis examinandis

Nov 06, 2013 19:04

Мода на изучение мощей святых разными прогрессивными научными способами началась на Западе, если мне не изменяет память, после знаменитых ватиканских раскопок.

В 2002 году исследованию подвергли мощи святого Павлина (или Паулина - как больше нравится). Это патриарх Аквилеи, широко известный в узких кругах как каролингский возрожденец, пламенный защитник ортодоксии и просто суровый средневековый прелат. Павлин умер около 803 года и был похоронен в своем соборе в городе Чивидале. Его трудно назвать известным и чтимым святым, хотя как исторический деятель Павлин, конечно, значимая личность. В общем, его прах вроде как нашли в 1716 году в большом каменном саркофаге, замурованном в старом алтаре собора. Кости аккуратно сложили в реликварий и поставили в крипте.

По случаю 1200-летия смерти Павлина его мощи решили всячески исследовать, а заодно соорудить бюстик по методу Герасимова. Дело поручили группе деятелей из Пизанского университета.



Сразу стало ясно, что в реликварии находятся кости не одного человека, а нескольких: верхняя и нижняя челюсти принадлежали разным персонам. Потом взялись за кости скулы. Сначала их приняли за женские, но потом выяснилось, что они принадлежат ребенку. Итого получается три человека, между которыми и распределили основную часть костей.

Человек А (от него остались челюсть, кость грудины, левый тазобедренный сустав и левая же бедренная кость) - мужчина 40-50 лет, ростом примерно метр 60 см, со следами дегенеративного остеоартрита на колене и травмы бедра. Человек В (фрагменты черепа, кости челюсти, вторая бедренная кость и берцовые кости, тоже левые) - тоже мужчина, 20-30 лет, ростом метр 65. Наконец, человек С - ребенок, от которого осталась только скула. Прочие кости, судя по всему, принадлежали каким-то взрослым людям, но не А и не В.

Ясно, что кости В и С не могли принадлежать Павлину. Остается А. Но радиоуглеродный анализ показал, что человек А жил примерно между 110 и 330 годами, а вовсе не в эпоху Каролингов. Не исключено, что останки Павлина есть среди неопределенных костей, но ничего внятного тут сказать нельзя.

Замечу, что неприятные результаты исследования мощей Павлина - случай скорее исключительный. Обычно анализам подвергают такие мощи, у которых есть серьезный шанс оказаться подлинными. А значит, успех весьма вероятен.

Остается, конечно, вопрос, на каком основании кости всех этих персонажей замуровали внутри алтаря, но ответа на него ожидать не приходится. Во всяком случае, монсиньор Гвидо Дженеро, архипресвитер собора в Чивидале, держался бодрячком. Он пояснил, что «миновало уже тысяча двести лет, и мы еще можем узнать о том времени немало занимательного и даже сенсационного». Впрочем, неприятное открытие не стало совершенным сюрпризом. Когда содержимое реликвария осматривали в начале XX века, заметили, что кости принадлежат не одному человеку. Но тогда этому не придали особого значения. В конце концов, отметил священник, в соборе хранится порядка сотни реликвариев, и разобраться в них непросто.

Вся правда отсюда. Пару картинок можно видеть здесь.

леригие, worship

Previous post Next post
Up