«Декрет Геласия» (Decretum Gelasianum)

Oct 24, 2013 22:14

Я уже пользовался возможностью написать об интересных сочинениях, связанных с историей папства (о «Деяниях Сильвестра» и о «Константиновом даре»). Настал черед еще одного произведения, о котором многие слышали, но, как часто бывает, мало кто представляет, что это на самом деле такое. Итак, «Декрет Геласия» (CPL 1676), который по названию одной из составных частей именуется также «О приемлемых и неприемлемых книгах» (De libris recipiendis et non recipiendis). Всего в «Декрете» пять глав. В первой изложено учение, скажем так, о Троице, во второй дается канон Писания, в третьей представлены экклезиологические соображения автора, в четвертой перечислены «правильные» книги, в пятой - «неправильные».




«Декрет Геласия» в рукописи Vat. Palat. lat. 493, fol. 101v (VIII-IX вв.) из аббатства Лорш. Источник.


Заглавие: «Начинается собор, <бывший> в городе Риме при папе Дамасе для изложения веры».

1) «Декрет» открывается перечислением качеств «семеричного Духа» (de spiritu septiformi), почившего на Христе. Начало: «Дух мудрости: Христос - сила Бога и мудрость Бога (1 Кор. 1.24). - Дух разумения: Я дам тебе разумение и поставлю тебя на пути, по которому ты пойдешь (Пс. 31.8)» (прочие качества: Дух совета (Ис. 9.6), силы (1 Кор. 1.24), знания (Филип. 3.8), истины (Ин. 14.6), страха Божьего (Пс. 110.10)).

Перечень 28 имен (nomina), которыми можно описать природы и служение Христа. Начало: «Господь, потому что Дух. Слово, потому что Бог. Сын, потому что единственный рожденный Отцом. Человек, потому что родился от девы. Священнослужитель, потому что принес себя в жертву всесожжения. Пастырь, потому что хранитель. Червь, потому что восстал…» (далее: гора, путь, порог, агнец, камень, учитель, солнце, истинный (uerus), жизнь, хлеб, самаритянин, Христос, Иисус, Бог, ангел, жених, лев, скала, цветок, пророк).

Пассаж об исхождении Святого Духа, полностью заимствованный из Августина (In evang. Ioann. tract. 9. 7). Смысл заключается в том, что Святой Дух является одновременно Духом и Отца, и Сына; исходит от Отца и дается Сыном. <По поводу этой главы было замечено: Die Theologie des Verfassers ist herzlich schwach (Dobschütz, s. 356).>

2) Перечень канонических книг, принятых вселенской церковью: «А теперь следует поговорить о божественных писаниях, которые принимает вселенская католическая церковь, и о тех книгах, которых нужно избегать». Канон разделен на несколько частей: 1) Ветхий Завет (17 наименований); 2) Пророки (16 наименований); 3) Истории (6 наименований); 4) «писания Нового завета, которые принимает и чтит святая католическая Римская церковь» (22 наименования).

3) <Заголовок сокращенной редакции: «Начинается декреталия о приемлемых и неприемлемых книгах, которую написал папа Геласий вместе с 70 ученейшими епископами на апостольском престоле города Рима».>

«После этих всех пророческих, евангельских и апостольских писаний, которые мы перечислили выше и на которых по благодати Бога утверждена католическая церковь, следует также, как мы полагаем, поведать вот о чем: сколько бы католических церквей ни было рассеяно по всему миру, брачное ложе Христа - только одно, и это - святая Римская церковь. Она поставлена перед прочими церквами не какими-то соборными постановлениями, но получила первенство по евангельскому слову нашего Господа и Спасителя: Ты - Петр, сказал Он, и на этой скале Я построю Мою церковь, и ворота преисподней не возобладают над ней. И Я дам тебе ключи от небесного царства, и что бы ты ни связал на земле, будет связано и на небе; и что бы ты ни развязал на земле, будет развязано и на небе».

Кроме Петра, славу Римской церкви составляет Павел, «избранный сосуд»: они были казнены при императоре Нероне одновременно, в один день, а не в разное время, как брешут еретики. Оба апостола вместе освятили Римскую церковь, вознеся свой город над всеми городами мира. «И потому первый престол апостола Петра - Римская церковь, на которой нет ни пятнышка, ни морщинки, ни чего-либо подобного» (Эфес. 5. 27).

Другие первенствующие церкви также обязаны своим положением апостолу Петру. Второй престол - Александрия, которую евангелист Марк, посланный Петром в Египет, освятил именем апостола. Там он и увенчал свою проповедь славной мученической смертью. Третий престол - Антиохия святого Петра, где апостол жил до отъезда в Рим и где верующих впервые стали называть христианами.

4) Кроме канонических писаний, Римская церковь допускает для наставления верующих и другие книги. Во-первых, это постановления соборов: Никейского, <в поздней версии добавлен Константинопольский собор 381 г.,> Эфесского и Халкидонского. Во-вторых, труды отцов церкви, из которых названы Цецилий Киприан, Григорий Назианзин, Василий Каппадокийский, Афанасий Александрийский, Иоанн <Златоуст> Константинопольский, Феофил Александрийский, Кирилл Александрийский, Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Августин Гиппонский, пресвитер Иероним и «благочестивейший муж» Проспер. Таким же авторитетом обладает «послание, которое блаженный папа Лев направил Флавиану, епископу Константинопольскому; если кто-нибудь хоть на йоту отклонится от того, что в нем изложено, и не примет его с полным почтением, да будет анафема». Далее, сочинения «всех православных отцов, которые ни в чем не отступали от общения со святой Римской церковью», и «декретальные послания, которые блаженнейшие папы в разное время издавали из города Рима по запросам разных отцов» <декреталии (у Цыпина «декреталы», у Митрофанова «декреты») - это папские рескрипты по вероучительным, обрядовым и дисциплинарным вопросам.>

Далее названы «деяния святых мучеников, которые воссияли многообразными мучительными страданиями и дивными победоносными исповеданиями. Кто из католиков усомнится в том, что большая часть претерпевших сражение выдержала все это не собственными силами, но с помощью Божьей благодати? Именно по этой причине <деяния> из особой осмотрительности не читают в святой Римской церкви, потому что известны имена далеко не всех авторов, можно полагать, неверующих и невежественных людей, написавших нечто избыточное или к делу не относящееся. По этой причине «мученичества» каких-то Кирика и Иулитты, Георгия и прочие подобного рода, которые, по-видимому, написаны еретиками, в святой Римской церкви не читаются, чтобы не возник лишний повод поглумиться над ними. Мы же вместе с этой церковью благоговейно почитаем всех мучеников и славную их борьбу, о которой лучше известно Богу, чем людям». <Здесь идет речь о том, что в римской традиции, в отличие, например, от африканской, во время богослужения не читались агиографические тексты.>

Далее названы жития отцов - Павла, Антония, Иеронима и всех пустынников, которые написал блаженнейший Иероним <«Жизнь Антония», как известно, написана Афанасием.> «Также деяния блаженного Сильвестра, предстоятеля апостольского престола, хотя имя того, кто их написал, неизвестно; тем не менее, мы знаем, что в городе Риме их читают многие католики, и так же по древнему обыкновению поступают во многих церквах». Далее названы сказания об обретении Креста и головы Иоанна Крестителя. Это недавние сочинения (nouellae quidem relationes), и не все католики их читают. Поэтому, если христианину попадется такое сказание, он должен вспомнить слова Павла: «проверяйте все и придерживайтесь хорошего» (1 Фесс. 5.21).

После агиографической интермедии автор переходит к полезным сочинениям тех авторов, которых трудно назвать «отцами церкви». Во-первых, это многочисленные труды и переводы благочестивого Руфина. Здесь надо принимать во внимание критику Иеронима, и не только в адрес Руфина, но и в адрес всех прочих авторов, которых сей достопамятный муж «порицал из ревности о Боге и усердия к вере». Например, стоит принимать сочинения Оригена, но только те, которые не осуждал Иероним. Весьма интересны и полезны труды Евсевия Кесарийского, однако нужно иметь в виду, что он оправдывал и возвеличивал схизматика Оригена. Другие ценные для христианина писатели - ученейший Орозий («История против язычников»), досточтимый Седулий («Пасхальная песнь»), трудолюбивый Ювенк (стихотворное переложение Евангелия).




Текст пятой главы «Декрета» в рукописи BSB. Clm 14469, fol. 150r (первая половина IX в.). Источник.

5) «Прочие вещи, написанные и провозглашенные еретиками или схизматиками, никоим образом не принимает католическая и апостольская Римская церковь. Полагаем, что здесь стоит привести некоторые из них, которые нам вспомнились и которых должны избегать католики».
Следует известный перечень «неприемлемых книг». Начинается он так: «(1) Во-первых, мы торжественно осуждаем, всегда, отныне и в вечности, Ариминский синод, созванный цезарем Констанцием, сыном Константина, под руководством префекта Тавра {cf CPL 442-7}. (2) Описание странствий, так называемое апостола Петра, которое также приписывается святому Клименту, 7 книг, - апокриф {CAN 209, CPG 1015}. (3) Так называемые деяния апостола Андрея - апокриф {CAN 225, 231-2}. (4) Так называемые деяния апостола Фомы - апокриф {CAN 245}. (5) Так называемые деяния апостола Петра - апокриф {CAN 190}. (6) Так называемые деяния апостола Филиппа - апокриф {cf CAN 250, 254}. (7) Так называемое Евангелие Матфия - апокриф {CAN 17}. (8) Так называмое Евангелие Варнавы - апокриф {CAN 46?}. (9) Так называемое Евангелие Иакова Младшего - апокриф {CAN 49}», и так далее, в общей сложности 56 наименований, к которым во многих рукописях добавлены еще 7.

Остальной список таков: Евангелия от Петра (CAN 13), Фомы («которое используют манихеи»; CAN 19), Варфоломея (CAN 63?) и Андрея (Dobschütz, s. 293), а также фальшивые Евангелия Лукиана и Исихия (Metzger, Chapters in the History of the NT Textual Criticism, p. 3-4). «Книга о детстве Спасителя» (CAN 53), «Книга о рождении Спасителя и о Марии, или о повивальной бабке» (CAN 51?), «Книга, называемая Пастырь» (CPG 1052), «все книги, которые сочинил Левкий, ученик дьявола» (в источниках V в. Левкий неоднократно упоминается как автор апокрифических сочинений), «Основание» и «Сокровище» (CAV 11; видимо, некие манихейские сочинения, Dobschütz, s. 298). Книга о сыновьях Адама (CAV 9), возможно, то же, что «Книга юбилеев». «Центон о Христе, сплетенный вергилиевым стихом», по-видимому, поэма Пробы (CPL 1480). Далее названы Деяния Павла и Феклы (CAN 211.3), неизвестная «книга Непота» (Dobschütz, s. 300) и «книга притч, составленная еретиками и подписанная именем святого Сикста» (вероятно, сентенции Секста), а также Откровения Павла (CAN 325), Фомы (CAN 326), Стефана (Dobschütz, s. 302-3), Успение Марии (CAN 100, 110sqq), Покаяние Адама (cf CAV 1), «Книга о великане по имени Огия, который, как думают еретики, после потопа сражался с драконом» (CAV 62), Завещание Иова (CAV 207), Покаяния Оригена (какое-то непонятное латинское сочинение), святого Киприана (BHL 2019) и Ианния и Иамврия (CAV 129?), «апостольские жребии» и «апостольские забавы» (см. Klingshirn, ‘Defining the Sortes Sanctorum’), Апостольские правила (EOMIA. 1.1, p. 1-32) и «Книга Физиолог, составленная еретиками и подписанная именем святого Амвросия» (это самое раннее определенное упоминание о «Физиологе» в латинской литературе).

Список завершается сочинениями конкретных христианских авторов, которые чем-либо не угодили составителю. Вслед за «Историей Евсевия Памфила» названы труды Тертуллиана, Фирмиана Лактанция, Секста Юлия Африкана, Сульпиция Севера («сочинения Постумиана и Галла»), Монтана, Присциллы и Максимиллы, Фавста Манихея (вряд ли имеются в виду какие-то конкретные сочинения этих ужасных еретиков), поэта Коммодиана, Климента Александрийского, Тасция Киприана (так!), Арнобия, Тикония, «галльского пресвитера Кассиана», Викторина Петавского, Фавста Ре(ги)йского и какого-то Фрументия Слепого.

В добавлениях названы центон о Христе (уже упоминался), переписка Иисуса с Абгаром (CAN 86), «мученичество» Кирика и Иулитты (BHL 1801-8), «мученичество» Георгия (BHL 3363 sqq), «писание, именуемое Соломоново запрещение» (CAV 160) и амулеты, «на которых написаны имена демонов, а вовсе не ангелов, как некоторые выдумывают».

«Декрет» завершается перечнем дурных писателей, на чьи головы составитель призывает ужасные проклятия. «Все это и подобное, что написали и чему учили Симон Маг, Николай, Керинф, Маркион, Василид, Эбион, Павел Самосатский; Фотин и Боноз, впавшие в схожее заблуждение; еще Монтан со своими омерзительными последователями; Аполлинарий, манихей Валентин, Фавст Африканский, Савеллий, Арий, Македоний, Евномий, Новат, Савватий, Каллист, Донат, Евстафий, Иовиниан, Пелагий, Юлиан Экланский, Целестий, Максимиан, Присциллиан из Испании, Несторий Константинопольский, Максим Киник, Лампетий, Диоскор, Евтихий; Петр и другой Петр, из которых один опозорил Александрию, другой Антиохию; Акакий Константинопольский со своими приспешниками, равно и все еретики, ученики еретиков и схизматики, чьи имена и помнить не стоит, - это вся Римская католическая и апостольская церковь не только отвергает и отбрасывает вместе с изобретателями лжеучений и их последователями, но, как мы утверждаем, еще и осуждает навеки нерушимыми оковами анафемы». Конец.

Продолжение следует.

впип, клерикальное

Previous post Next post
Up