«Постановление Константина» (Constitutum Constantini)

Oct 09, 2012 01:40



1. Содержание
Конституция императора цезаря Флавия Константина, вечно августа, благочестивого, победителя и проч., отцу отцов Сильвестру, епископу города Рима и папе, и его преемникам на престоле святого Петра до скончания дней.
Милостью Иисуса Христа, явленной благодаря апостолам Петру и Павлу через верховного понтифика Сильвестра, император оставил идолослужение и обратился к истинной христианской вере. Благодаря наставлениям Сильвестра он познал истину и исповедал Святую Троицу во Христе. Следует исповедание веры в виде пространного и помпезного рассуждения о спасении, о познании истины, о пришествии Христа во плоти и проповеди апостолов. Император призывает всех людей хранить, чтить и распространять веру, которую проповедует Сильвестр. Когда он был поражен проказой, его посетили апостолы, чтобы просветить истинным светом (следует история того, как Константин обратился ко Христу и принял крещение, изложенная по «Деяниям Сильвестра»).

Став христианином, император осознал, что нет бога кроме Бога, утвердившего на Петре Церковь, которую не одолеют врата преисподней. На Петре основана Церковь, ему даны ключи Царства Небесного, власть вязать и разрешать. Учитывая сказанное, по совещании с сатрапами и всем сенатом, оптиматами и всем римским народом, император провозгласил главу апостолов и его земного викария покровителями и заступниками империи. Земная империя должна оказывать всемерную помощь и поддержку престолу Петра, уступить ему подобающую власть и признать его высшее достоинство. Престол Петра получает преимущество перед четырьмя верховными кафедрами - Антиохией, Александрией, Константинополем и Иерусалимом, и перед всеми церквами, которые существуют в мире. Верховный понтифик Римской церкви - глава всех христианских служителей, ему принадлежит решающее слово в том, что касается религии и сохранения христианской веры. Воистину главой всех церквей должно быть место, которое указал Спаситель Петру, где Петр претерпел мученичество, где Павел, учитель народов, увенчан небесным венцом, откуда земные цари хранят империю.

Император возвещает всем народам земли, что он воздвиг в Латеране церковь во имя Спасителя, которая станет главой всех церквей и которой подобает всякое почитание. Император построил храмы в честь Петра и Павла, наполнил их золотом и серебром, украсил могилы апостолов всевозможными украшениями и снабдил эти храмы великими богатствами и владениями по всей империи.

Пусть возрадуются народы и восхвалят Бога, который исцелил императора и привел его к познанию истины. Великим господам апостолам Петру и Павлу и блаженному отцу Сильвестру и всем его преемникам до скончания века император передает Латеран- первейший из земных дворцов, императорские украшения, пурпурную хламиду и прочие знаки высшей власти и достоинства.

Досточтимым клирикам Римской церкви подобает иметь почет и достоинство, какими обладает сенат и окружение императора. Пусть Церковь Христова прославляется в их пышных одеяниях и всяческой роскоши.

Верховный понтифик пусть носит диадему, сиречь корону, самого императора. Пусть его священная тонзура будет увенчана золотой тиарой, император же держит поводья его коня.

Чтобы не помрачилось высшее достоинство служения понтифика, ему передается город Рим, Италия и все западные провинции с городами, которые навечно переходят из распоряжения императора в ведение святой Римской церкви.

Император же удаляется в восточные области, где в Византийской провинции строит новый город и утверждает империю. На Западе свыше установлена власть первосвященника и христианской веры, потому там более нет места земному императору.

Все эти постановления должны соблюдаться вечно. Перед лицом Бога император повелевает всем своим преемникам, оптиматам, сатрапам, сенату и народу не касаться этих постановлений и верно их соблюдать. Если же кто-то их нарушит, то подлежит вечному осуждению, ибо он противник Петра и Павла, и погибнет с дьяволом и всеми нечестивцами.

Записанные постановления император своей рукой положил на могилу Петра и поклялся соблюдать их и завещать будущим императорам.

Дано в Риме, в третьи апрельские календы, в консульство августа Флавия Константина четвертое и светлейшего мужа Галликана.



2. Научные изыскания
Сложившийся ученый консенсус относительно времени и обстоятельств создания текста в целом восходит к выводам Шеффер-Бойхорста, которого поддержали Каспер, Левизон и проч.

Текст не содержит ясных указаний на время и место составления. Его автор использовал «Деяния Сильвестра» в ранней редакции А1 (ни в коем случае не позднее VI в.). Выражения, сходные с теми, которые встречаются в «Постановлении», использовались в документах папской канцелярии VIII в., особенно в посланиях папы Павла I (757-767) к королю Пипину Короткому и его сыновьям. Образ правителя, который держит узду папского коня, имеется в «Liber Pontificalis»: здесь король Пипин ведет коня Стефана II во время посещения папой королевства франков. Биография Стефана II предположительно написана по указанию его брата и преемника Павла I. Возможная аллюзия на «Постановление» содержится в послании папы Адриана I к Карлу Великому 778 г. Кроме того, усматривается не вполне явное сходство между тринитарной инвокацией в «Постановлении» и в актах римского синода 798 г.

Таким образом, «Постановление» создано во второй половине VIII в., скорее всего, в понтификат Павла I. Место создания текста - Рим. Автор - вероятно, клирик Латеранской базилики.

Дополнительные основания для таких выводов предоставляет вероятный контекст создания «Постановления» - возрождение культа св. Сильвестра в Риме при Стефане II и Павле I; конфликт между папой и византийцами; намерение папы использовать франков для ликвидации угрозы Римскому дукату со стороны лангобардов; начало становления папского государства в Средней Италии.

Одним из первых на консенсус посягнул Уильямс, показавший, что в ранней рукописной традиции «Постановление» (в полной и сокращенной версиях) входило в состав «Лжеисидорова собрания». Таким образом, оно могло быть создано теми же лицами, которые составили подложные декреталии. Однако доводы Уильямса, опиравшегося на изучение рукописной традиции, отразил Фурман, который подготовил критическое издание «Постановления».

В последние годы с развернутой критикой консенсуса выступил Фрид. По его мнению, «Постановление» могло быть создано только в государстве франков, где находились лучшие библиотеки, необходимые для сооружения такой мощной фальшивки. Основываясь на гипотезе Цехиль-Эккеса о том, что лжеисидоровы канонические своды были составлены в монастыре Корби под руководством Пасхазия Радберта (844-851), Фрид возродил тезис Уильямса о связи между «Постановлением» и ложными декреталиями. Рукописная традиция однозначно указывает на франкское происхождение текста.

Согласно Фриду, «Постановление» было составлено раньше декреталий, в окружении предшественника Пасхазия, аббата Валы, и Хильдуина, аббата Сен-Дени, скорее всего около 830 г. Подходящий контекст создания «Постановления» Фрид усматривает в политическом кризисе в империи Каролингов, связанном с восстаниями сыновей императора Людовика Благочестивого. В «Постановлении» раскрываются взгляды влиятельных церковных иерархов на отношения между священством и царством - regnum и sacerdotium, то есть императором и крупными каролингскими церковниками.

Гандино, сопоставляя традиционную точку зрения на «Постановление» и гипотезу Фрида, находит в последней ряд слабых мест. Фрид придает слишком большое значение рукописной традиции, при том, что датировка нескольких ключевых рукописей (прежде всего сборника формул из Сен-Дени, BNF. Lat. 2777) остается спорной. Формула «potestas et ditio», значение которой Фрид всячески подчеркивает, встречается в «Постановлении» только один раз и никак не выделяется автором. Фрид не уделяет должного внимания признакам римского происхождения текста, в том числе выражению «pro concinnatione luminariorum», связанному с поместьями, доход с которых шел на освещение римских храмов. По мнению Гандино, наиболее вероятный мотив автора «Постановления» - возвеличение Рима и престола св. Петра в обстановке политической турбулентности.

Развернутая критика гипотезы Фрида дана в статье Гудсон и Нельсон, которые отмечают расплывчатость его положений и не вполне удачное представление общей концепции. Они предлагают рассматривать «Постановление» в контексте отношений между папами и Карлом Великим на рубеже VIII и IX вв. Привлекая ряд дополнительных источников, в том числе визуальных (значительная часть статьи посвящена мозаике латеранского триклиния Льва III), Гудсон и Нельсон показывают, что в это время особую актуальность приобрели размышления о соотношении высшей духовной власти (папа) и высшей светской власти (король/император). Они заключают, что «Постановление» было создано в Риме во второй половине VIII в., вероятно, ближе к 800 г.

Издание
Das Constitutum Constantini (Konstantinische Schenkung): Text. Hrsg. H. Fuhrmann. Hannover, 1968. (MGH. Fontes Iuris Germanici Antiqui, 10).

Полезная литература
P. Scheffer-Boichorst. Neuere Forschungen über die Konstantinische Schenkung. - Gesammelte Schriften von Paul Scheffer-Boichorst, 1 (Berlin 1903), 1-63.
W. Levison. Konstantinische Schenkung und Silvester-Legende. - Miscellanea Francesco Ehrle, 2 (Roma 1924), 159-247. (ST 38).
S. Williams. The Oldest Text of the ‘Constitutum Constantini’. - Traditio 20 (1964) 448-461.
H. Fuhrmann. Das frühmittelalterliche Papsttum und die Konstantinische Schenkung. - Settimane di studio del Centro italiano di studi sull’alto medioevo, 20: I problemi dell’Occidente nel secolo VIII (Spoleto, 6-12 aprile 1972). Spoleto, 1973, 257-329.
E.-D. Hehl. 798 - ein erstes Zitat aus der Konstantinischen Schenkung. - Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters 47 (1991) 1-17.
J. Fried. Donation of Constantine and Constitutum Constantini. Berlin; New York, 2007.
G. Gandino. Falsari romani o franchi? Ipotesi sul ‘Constitutum Constantini’. - Reti Medievali 10 (2009) 1-11.
C. J. Goodson, J. L. Nelson. The Roman Contexts of the «Donation of Constantine». - Early Medieval Europe 18 (2010) 446-467.

впип, клерикальное

Previous post Next post
Up