Иоанн Кассиан: латинские свидетельства

Oct 12, 2012 02:42

Поскольку пошла такая заваруха в связи с идеями некоего профессора Дзамаликоса, который отменил Иоанна Кассиана, решил соорудить небольшой флорилегий -- цитаты из латинских источников V и VI веков, в которых упоминается Кассиан.

За основу взял ссылки из статьи А. Р. Фокина в ПЭ. Список наверняка неполон.

1. Геннадий Массилийский (Марсельский), вторая половина V века.

«О знаменитых мужах».

62. Кассиан, по рождению скиф, рукоположен во диакона в Константинополе епископом Иоанном Великим, пресвитер в Массилии, построил там два монастыря, для мужчин и женщин, которые стоят поныне. Руководствуясь опытом, он написал мощным стилем (скажу прямо - наполняя слова смыслом, а речь - действием) все, что необходимо для монашеской жизни, а именно: «Об одежде» и «О каноническом порядке молитвы и пения псалмов», который соблюдается в египетских монастырях днем и ночью, три книги; одну книгу «Установлений»; «О происхождении и свойствах восьми основных пороков и о средствах против них», восемь книг, каждая из которых посвящена особому пороку. Также он изложил «Собеседования, бывшие с египетскими отцами», а именно: «О стремлении и цели монаха», «О различении», «О трех видах призвания к служению Богу», «О войне плоти с духом и духа с плотью», «О природе всех пороков», «Об убийстве святых», «О непостоянстве души», «О властях», «О свойствах молитвы», «О непрерывности молитвы», «О совершенстве», «О чистоте», «О Божией защите», «О духовном знании», «О дарах божественной благодати», «О дружбе», «О том, что следует и не следует определять», «О трех видах древних монахов и о четвертом, недавно появившемся», «О цели киновита и отшельника», «Об удовлетворении в покаянии», «О послаблении в Пятидесятницу», «О ночных видениях», «О том, что сказал апостол: Не делаю добро, как мне хочется, а делаю зло, как мне не хочется», «Об умерщвлении» и, наконец, по просьбе архидиакона Льва, впоследствии епископа города Рима, он написал против Нестория семь книг «О воплощении Господа»; на этом он окончил свои сочинения и свою жизнь в Массилии, в правление Феодосия и Валентиниана.

[В гл. 64 говорится о Евхерии Лионском (V век), который сократил некоторые сочинения Кассиана и свел их в одну книгу.]

Hieronymus. Liber de viris inlustribus; Gennadius. Liber de viris inlustribus. Hrsg. E. C. Richardson. Leipzig, 1896 (TU 14,1). S. 82.



2. Декрет Геласия (главы 4 и 5 написаны предположительно в Южной Галлии в начале VI века).

Некоторые вещи, написанные или провозглашенные еретиками или схизматиками, католическая и апостольская Римская церковь никоим образом не принимает. Полагаем, что здесь нужно указать некоторые из них, о которых мы вспомнили и которых должны избегать католики:

5.7 …Сочинения Кассиана, пресвитера из Галлии - апокрифы.

Das Decretum Gelasianum de libris recipiendis et non recipiendis. Hrsg. E. von Dobschütz. Leipzig, 1912 (TU 38,4). S. 48, 56.

3. Устав Бенедикта (приблизительно между 530 и 550 гг).

42.1-3. Монахи всегда должны стараться сохранять безмолвие, особенно в ночные часы. И так все время, когда пост и когда разрешена трапеза. Если будет разрешена трапеза, пусть они быстро встанут из-за стола, пусть они сядут вместе, и один из них читает «Собеседования» или «Жизни отцов» или еще что-нибудь, поучительное для слушающих…

73.5. …А также «Собеседования отцов» и «Установления», и их «Жизни», равно и устав нашего святого отца Василия, - ведь они не что иное, как средство для воспитания добродетелей для живущих доброй жизнью и послушных монахов.

La Règle de Saint Benoît, 2 (Ch. VIII-LXXIII). Éd. A. de Vogüé, J. Neufville. Paris, 1972. (SC 182). P. 584, 672-4 = Benedicti Regula. Rec. R. Hanslik. Vindobonae, 1960. (CSEL 75). P. 104, 164-5.

5. Кассиодор (ок. 485/490 - ок. 580).

«Толкование на псалмы», пс. 69.1.

Но красноречивейший Кассиан, которому не во всем стоит следовать, в десятом собеседовании много рассуждает о пользе этого стиха. Он приписывает ему такое достоинство, что, какое бы дело ни предприняли монахи, им не следует приступать, не повторив этот стих трижды.

PL, t. 70, col. 492.

Institutiones Divinarum et Saecularium Litterarum.

Предисловие. Ведь мать понимания - частое и напряженное размышление. Я не умолчу и о красноречивейшем Кассиане, который в пятом томе «Собеседований» рассказывает о том, как одного неученого старика спросили о совершенно непонятном месте в Писании, а он после длительной молитвы познал с помощью небесного света то, чего не изучал у человеческих наставников. Исполнившись божественным вдохновением, он сразу же объяснил труднейшие вещи тем, кто его спрашивал.

1.29. Внимательно читайте и охотно слушайте то, что пресвитер Кассиан написал об установлениях верных монахов. Он говорит о восьми главных пороках, которых нужно избегать с самого начала священного призвания.

http://www9.georgetown.edu/faculty/jod/texts/cassinst1.html; PL, t. 70, col. 1108, 1144.

6. Устав Учителя (первая половина -- середина VI в.).

В совершении божественной службы прежде всего иного необходимо соблюдать чин служения, в каком порядке он встречается на верном пути монашеского делания, по древнему обычаю и по указанию «Установлений отцов»: утреня, прима, терция, секста, нона, вечерня и комплеторий, чтобы исполнить распоряжение пророка, сказавшего Господу: «Семь раз в день я буду возносить Тебе хвалу» (Пс. 118:164).

[А. де Вогюэ усматривает здесь ссылку на Inst. 3, 1-4, где в контексте рассуждений о монашеском оффиции приводится та же цитата из псалма.]

La Règle du Maître, 2 (Ch. 11-95). Éd. A. de Vogüé. Paris, 1964. (SC 106). P. 188-189.

7. Григорий Великий (ум. 604) в «Моралиях на Иова» (31. 87-91) говорит о восьми грехах, но не называет Кассиана по имени. Там довольно длинный текст, лень переводить.

Зато есть еще по крайней мере одно произведение, не учтенное Фокиным:

8. Житие Юрских отцов (около 520 г.), где говорится о пребывании св. Романа в лионском Междуречном монастыре (Lugdunensis Interamnis):

11. В этом монастыря, вовсе не показывая своих святых замыслов, он с трудом смог либо умело выпросить, либо приобрести книгу «Жития святых отцов» и превосходные «Установления аббатов».

О порядках, которые установил в Юрских монастырях св. Эвгенд:

174. Ибо мы вовсе не попираем с надменным пренебрежением то, что установил святой Василий, предстоятель Каппадокийского города, или святые леринские отцы, или святой Пахомий, древний сирийский авва, или же то, что в недавнее время опубликовал достопочтенный Кассиан.

Vie des Pères du Jura. Éd. F. Martine. Paris, 1968. (SC 142). P. 252, 426.

ученая наука

Previous post Next post
Up