Depositio martyrum

Mar 15, 2016 22:48

Хронография 354 года в основном состоит из текстов, повествующих о «светском» и «языческом» времени римлян. Однако три текста посвящены «христианскому» времени. Пасхалия и календарь содержат ежегодный цикл праздничных и памятных дней, а в перечне Римских епископов разворачивается история христианства, которая тогда насчитывала немногим более трехсот лет. О первой части календаря, Depositio episcoporum, я уже писал, поэтому стоит рассказать и о второй части - Depositio martyrum, «Погребении мучеников».



Если верить календарю, в середине IV века у римских христиан было не так уж много фиксированных праздников - всего 24 (плюс 12 дней, когда поминали покойных епископов). Имея перед глазами более поздние христианские календари и мартирологи с великим множеством святых, которых поминали каждый день, ученые люди сомневались, что DM содержит исчерпывающий список праздников. К примеру, последние издатели календаря, австрийские профессора Дивьяк и Вишмайер, приводят такие доводы. Во-первых, в DM нет праздников, связанных с жизнью Христа, если не считать Рождества. Это слабый аргумент: фиксированные «господские» праздники появились позже, а переходящие (пасхальный цикл) зависели от Пасхи, поэтому в календаре их нет и быть не может. Во-вторых, как считают профессора, в Риме было огромное количество мучеников, а в DM названо всего 46 имен. Уже в Иеронимовом мартирологе, который, видимо, основан на римском календаре первой половины V века, перечислено гораздо больше римских мучеников. Дивьяк и Вишмайер объясняют это следующим образом: в DM включены только важнейшие праздники, которые отмечали все римские христиане во главе с епископом, а не отдельные «титульные» общины. Это объяснение выглядит соблазнительно, хотя и вызывает некоторые вопросы (например: нужно ли считать, что уже в середине IV века гробницы мучеников на пригородных кладбищах были связаны с определенными городскими «титулами»? существовала ли тогда сложившаяся система «титулов», которую можно наблюдать в V-VI веках?).

Чтобы избежать пространных рассуждений, я просто перечислю некоторые примечательные особенности DM:

(1) Наряду с теми мучениками, которые впоследствии стали знаменитыми и широко почитаемыми святыми (Агнеса, Лаврентий, Себастиан), в календаре названы обскурные персонажи, о которых трудно сказать что-то определенное. Впрочем, наше знакомство со «знаменитыми» римскими мучениками - это иллюзия: почти все сведения о них содержатся в более поздних легендах, которые зачастую носят фантастический характер и не могут претендовать на малейшую достоверность.

(2) В DM вообще нет мучеников, которые жили ранее III века.

(3) В DM отсутствуют римские деятели III века, имена которых мы ожидали бы там встретить. Самый очевидный пример - папа Корнелий (251-253), умерший в ссылке: многие авторы вслед за Киприаном Карфагенским называли его мучеником. Как ни странно, имени Корнелия нет и в Depositio episcoporum. Самое очевидное объяснение - Корнелий был похоронен в месте своего изгнания, городке Центумцеллы (Чивитавеккья), и ко времени составления календаря его останки еще не были перенесены в Рим. Получается, что его могилы не было в Риме, и поминать его было негде.

(4) Наличие африканских мучеников (Перпетуя и Фелицитата; епископ Киприан Карфагенский) свидетельствует о том, что к середине IV века появились «глобальные» святые, чей культ не было жестко привязан к местам их погребения («Первоначально поминовение святых имело строго локальный характер, а заимствование праздников из одной церкви в другую указывает на развитие культовой практики» - Delehaye, Sanctus, p. 127).

(5) Основная часть праздников в DM - дни памяти римских апостолов и мучеников. На этом фоне выделяются два специфических праздника: Рождество Христово и Кафедра апостола Петра, лишенные топографической привязки.

Короткая медитация над пунктами 4 и 5 приводит к мысли, что DM - не просто список мучеников, похороненных на столичных кладбищах (высказывалось и такое мнение), а самый настоящий календарь Римской церкви.

Текст DM сохранился в трех рукописях: (1) Wien ÖNB 3416, fol. 44r-v, (2) Bruxelles BR 3558 (7543-49), fol. 195v и (3) Amiens BM 467, fol. 3v-4r (?).
.



ITEM DEPOSITIO MARTIRVM

.uiii. kal. Ian.               natus Christus in Betleem Iudeae

mense Ianuario
.xiii. kal. Feb.              Fabiani in Calisti et Sebastiani in Catacumbas
.xii. kal. Feb.               Agnetis in Nomentana

mense Februario
.uiii. kal. Martias         natale Petri de cathedra

mense Martio
non. Martias               Perpetuae et Felicitatis Africae

mense Maio
.xiiii. kal. Iun.               Partheni et Caloceri in Calisti Diocletiano .uiiii. et Maximiano .uiii.

mense Iunio
.iii. kal. Iul.                  Petri in Catacumbas et Pauli Ostense Tusco et Basso cons.

mense Iulio
.ui. idus                      Felicis et Filippi in Priscillae et in Iordanorum Martialis Vitalis Alexandri et in Maximi Silani. hunc
                                       Silanum martirem Nouati furati sunt. et in Praetextatae Ianuari
.iii. kal. Aug.               Abdos et Semnes in Pontiani quod est ad ursum piliatum

mense Augusto
.uiii. idus Aug.            Xysti in Calisti et in Praetextati Agapiti et Felicissimi
.ui. idus Aug.             Secundi Carpofori Victorini et Seueriani Albano et Ostense .uii. ballistaria Cyriaci Largi Crescentiani
                                       Memmiae Iulianetis et Ixmaracdi
.iiii. idus Aug.             Laurenti in Tiburtina
idus Aug.                   Ypoliti in Tiburtina et Pontiani in Calisti
.xi. kal. Septemb.       Timotei Ostense
.u. kal. Sept.              Hermetis in Basillae Salaria uetere

mense Septembre
non. Sep.                   Aconti in Porto et Nonni et Herculani et Taurini
.u. idus Sep.              Gorgoni in Lauicana
.iii. idus Sept.             Proti et Iacinti in Basillae
.xuiii. kal. Octob.        Cypriani Africae, Romae celebratur in Calisti
.x. kal. Octob.            Basillae Salaria uetere Diocletiano .ix. et Maximiano .uiii. cons.

mense Octobre
pri. idus Octob.          Calisti in uia Aurelia miliario .iii.

mense Nouembre
.u. idus Nou.              Clementis Semproniani Claui Nicostrati in comitatum
.iii. kal. Dec.               Saturnini in Trasonis

mense Decembre
idus Decem.               Ariston in pontum

25 декабря. «Родился Христос в Вифлееме Иудейском».
Самое раннее недвусмысленное свидетельство об этом всем известном празднике, происхождение которого до сих пор вызывает споры. По одной версии, это христианская замена солнечному празднику (зимнее солнцестояние, день Непобедимого Солнца), по другой - искусственная дата, полученная с помощью хитроумных богословских и календарных «вычислений». Есть некоторые основания думать, что праздник Рождества имеет римское происхождение. По крайней мере, на Востоке он наложился на более раннее празднование Эпифании (6 января), которое потом стали толковать как день поклонения волхвов, крещения Иисуса и т. д.
.



Эпитафия Фабиана в папской усыпальнице: Φαβιανὸς ἐπίσκοπος + μάρτυς (ICVR IV, 10694)

20 января. «[Память] Фабиана у Каллиста и Себастиана в Катакомбах».

(1) Фабиан, епископ Рима (235-250). Евсевий называл его мучеником (he 6.29), а Киприан писал о его gloriosus exitus (ep. 9.1). Судя по всему, Фабиан был арестован в начале гонения Деция и умер в тюрьме 20 января 250 года. Похоронен в катакомбах Каллиста, в папской усыпальнице (сохранилась первоначальная эпитафия).

(2) Себастиан, впоследствии один из самых известных римских мучеников. Впервые о нем упоминает Амвросий в комментарии на псалом 118: Себастиан происходил из Медиолана, при императоре Максимиане (август в 286-305 годах и потом еще пару раз) переселился в Рим и там погиб. Более подробная легенда изложена в малодостоверном Passio (BHL 7543), написанном в первой половине V века. Там Себастиан представлен как офицер, близкий к августам Диоклетиану и Максимиану, заботившийся об арестованных христианах и казненный методом расстрела; он выжил, поправился, пришел к императору и был окончательно убит. Там еще много разных деталей, о которых нет нужды тут писать. Могила Себастиана находилась в небольшой катакомбе в урочище Катакомбы на Аппиевой дороге (место погребения можно приблизительно идентифицировать). При императоре Константине там возвели базилику Апостолов, которую со временем стали называть именем мученика (Сан-Себастьяно).



Мраморная плита с изображением Агнесы, остаток убранства ее гробницы
в эпоху папы Либерия (фото из архива PCAS; немного подробнее об этом)

21 января. Агнеса на Номентанской дороге.
Одна из самых известных римских мучениц, которая пользовалась широким почитанием уже в IV веке. Папа Дамас (эпитафия Агнесе), Амвросий (uirg., offic., гимн и др.) и поэт Пруденций (поэма об Агнесе) писали о ней как о совсем юной девушке, уделяя особое внимание тому, как тщательно она хранила свою девственность. Окончательная версия легенды представлена в Passio (BHL 156-157). Сооружением храмового комплекса, связанного с небольшой катакомбой Агнесы, занималась Константина (ум. 354), старшая дочь императора Константина Великого. Там была построена грандиозная «циркообразная» базилика (ее не стоит путать с существующей небольшой базиликой Сант-Аньезе, построенной папами Симмахом и Гонорием), а также мавзолей Константины, нынешняя церковь Санта-Костанца. Обустройство подземной усыпальницы Агнесы приписывается папе Либерию (352-366).



Руины большой базилики и мавзолей Константины у катакомб св. Агнесы (источник)

22 февраля. Кафедра апостола Петра, один из самых загадочных праздников, о происхождении которого трудно сказать что-то определенное. Почти наверняка он был связан с днем Cara cognatio. Предметом споров стало и значение этого праздника. Сейчас принято считать, что он выражал идею единства Римской церкви, основанной апостолом Петром и управлявшейся его преемником - папой. Так или иначе, праздник Кафедры вряд ли был воспоминанием о конкретном событии (например, об основании Римской церкви), но скорее имел символический смысл.

7 марта. Перпетуя и Фелицитата в Африке.
Мученицы, погибшие в 203 году в Карфагене и ставшие знаменитыми благодаря их замечательному Passio. В IV-V веках они пользовались широким почитанием в Африке, поэтому неудивительно, что их культ достиг Рима. Непонятно лишь одно - где именно в Риме совершалось их поминовение.

19 мая. «[Память] Парфения и Калокера у Каллиста, в 9-е [консульство] Диоклетиана и 8-е Максимиана» (304 год).
В Passio (BHL 1534) Парфений и Калокер названы братьями, армянами и евнухами; они занимались воспитанием дочери некоего Эмилиана, были арестованы и казнены во время гонения при императоре Деции (249-251). Если доверять этим сведениям, непонятно, к чему относится дата в DM, но этим сведениям вряд ли нужно доверять. Скорее всего, Парфений и Калокер - мученики эпохи Диоклетиана, погибшие в 304 году. Их погребение локализуется в катакомбах Каллиста, в небольшом кубикуле в регионе Гая-Евсевия, где сохранились паломнические граффити.

29 июня. «[Память] Петра в Катакомбах и Павла на Остийской [дороге], в консульство Туска и Басса» (258 год).
Первое упоминание о римском празднике в честь Петра и Павла, который впоследствии распространился по всему христианскому миру. Вокруг загадочной формулировки записи в DM сломано немало копий. Не вдаваясь в подробности, можно отметить следующее. Могила апостола Петра находилась на Ватиканском холме, могила Павла - на кладбище у Остийской дороги (базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура). Однако во второй половине III века христиане устраивали поминальные трапезы в честь обоих апостолов на другом кладбище, у Аппиевой дороги: менее чем в одной миле от катакомб Каллиста находилось урочище Катакомбы (от него и произошло название подземных кладбищ), где было принято поминать основателей Римской церкви. Видимо, при императоре Константине на этом месте была сооружена базилика Апостолов (Сан-Себастьяно). Откуда пошел этот обычай и что именно произошло в 258 году, мы не знаем. Луи Дюшен в отчаянии предположил, что запись в DM искажена, а «правильный» текст сохранился в одной из рукописей Иеронимова мартиролога: «Третьи июльские календы. В Риме, на Аврелиевой дороге, natale святых апостолов Петра и Павла: Петра на Ватикане, а Павла на Остийской дороге, и обоих - в Катакомбах. Они пострадали при Нероне, в консульство Басса и Туска».

10 июля. «[Память] Феликса и Филиппа у Присциллы; у Иорданцев - Марциала, Виталия, Александра; у Максима - Силана (этого Силана похитили новациане), и у Претекстаты - Януария».
Почему эти мученики, погребенные на разных кладбищах, поминались в один день, непонятно. Согласно более поздней легенде, получившей отражение в разных версиях Passio Фелицитаты и семерых ее сыновей (BHL 2853-55), все они были сыновьями благочестивой римской христианки Фелицитаты и погибли при императоре Антонине (очевидно, Антонине Вере).
(1) Феликс и Филипп были похоронены у катакомб Присциллы на Соляной дороге (Via Salaria Nova). Над их могилами стоит так называемая базилика папы Сильвестра, небольшой храм, в IV веке служивший усыпальницей некоторых епископов Рима.
(2) Неподалеку от катакомб Присциллы находится катакомба Иорданцев (происхождение этого названия неясно). Под землей найден кубикул первой половины III века, служивший усыпальницей мученика Александра (есть эпитафия Дамаса). Если верить итинерариям VII века, гробницы Марциала и Виталия находились на поверхности земли.
(3) Катакомбы Максима, также располагавшиеся у Соляной дороги, впоследствии именовались кладбищем святой Фелицитаты. Есть мнение, что при императоре Константине это кладбище отошло к новацианам, у которых его отобрали лишь при папе Иннокентии I. Тогда же, в начале V века, там была устроена небольшая подземная базилика в честь Силана.
(4) Крипта-усыпальница Януария находится в катакомбах Претекстата на Аппиевой дороге (регион Spelunca magna).

30 июля. Абдон и Семнен на кладбище Понтиана.
Легенда об этих мучениках изложена в составном Passio Полихрония: это были персидские сатрапы-христиане, захваченные в плен императором Децием; их привезли в Рим для триумфа, велели им отречься от христианства и казнили. Некий субдиакон Квирин якобы забрал тела мучеников и хранил их у себя дома в свинцовых гробах. Лишь при императоре Константине вследствие чудесного откровения их похоронили в катакомбах. Подземное кладбище Понтиана находилось на втором милиарии дороги в Римский Порт (Via Portuensis). Его называли «у медведя в шапке» (ad Vrsum Pileatum), возможно, по какой-то скульптуре, которая там могла стоять. Место погребения мучеников приблизительно идентифицируется в одном из кубикулов.

6 августа. «[Память] Сикста у Каллиста, а у Претекстата - Агапита и Фелициссима».

(1) Папа Сикст II (257-258), по свидетельству Киприана, погиб после издания второго закона императора Валериана против христиан: 6 августа 258 года его казнили вместе с 4 диаконами «на кладбище» (in cimiterio, ep. 80.4). По мнению папы Дамаса (эпитафия Сиксту), солдаты застигли его врасплох, когда он наставлял собравшихся в катакомбах христиан; вместе с ним погибли другие мученики, которым Дамас посвятил отдельную эпитафию. Захоронение Сикста II занимает почетное место в папской усыпальнице.



Папа Дамас. Эпитафия мученикам, погибшим вместе с папой Сикстом
(папская усыпальница в катакомбах Каллиста; ICVR IV, 9513)

(2) По словам Киприана, вместе с папой Сикстом были убиты четыре диакона, но DM знает только двух мучеников - Фелициссима и Агапита (в Liber Pontificalis число погибших диаконов увеличивается до шести). Их могила почиталась в катакомбах Претекстата (крипта в регионе Spelunca magna; есть эпитафия Дамаса).
.


Усыпальница мучеников Фелициссима и Агапита в IV веке. Реконструкция Р. Канцлера

8 августа. «[Память] Секунда, Карпофора, Викторина и Севериана в Альбане, и на Остийской дороге, на 7-й баллистарии, Кириака, Ларга, Кресцентиана, Меммии, Юлианеты и Иксмарагда».

1) Первую группу, строго говоря, трудно назвать римскими мучениками. В Иеронимовом мартирологе уточняется, что их гробница находилась на 15-й миле Аппиевой дороги. По-видимому, речь идет о катакомбе св. Сенатора в Альбано Лациале. Самостоятельной агиографии у этих мучеников нет, потому что их быстро перепутали с Увенчанными мучениками (см. под 9 ноября).

(2) С мучениками Остийской дороги (баллистария, очевидно, какая-то военная штука (оружейная фабрика?) на 7-м милиарии) тоже далеко не все понятно. О них рассказывается в фантастическом Passio папы Марцелла (BHL 5234-35): христиане Кириак, Сисинний, Исмарагд и Ларг трудились на строительстве терм Диоклетиана; папа Марцелл посвятил их в диаконский сан; их арестовали и со временем казнили, но Кириак успел обратить в христианство дочь Диоклетиана и совершить много других великих деяний. Казнь мучеников состоялась 16 марта на Соляной дороге, но Марцелл похоронил их на Остийской дороге 8 августа. Впоследствии культ Кириака был связан главным образом с районом Соляной дороги.

10 августа. Лаврентий, пожалуй, был самым известным и почитаемым из римских мучеников. С ним связана красочная агиографическая легенда, которая, впрочем, вызывает определенные сомнения. Запись в DM - самое раннее упоминание о Лаврентии. Папа Дамас посвятил мученику стихотворную эпитафию, в которой довольно расплывчато писал о его подвиге. Зрелая версия легенды представлена в нескольких сочинениях Амвросия, в гимне Пруденция, а затем и в римской агиографии (Passio Сикста, Лаврентия и Ипполита, потом Passio Полихрония). Лаврентия считали одним из диаконов, погибших вместе с папой Сикстом (6 августа), но не сразу, а через несколько дней после его казни. Усыпальница мученика находилась в небольшой катакомбе на Тибуртинской дороге (базилика Сан Лоренцо фуори ле Мура и кладбище Верано). При императоре Константине там построили огромную «циркообразную» базилику, но теперь от нее почти ничего не осталось. Гробница мученика находилась в подземной крипте, роскошное убранство которой подробно описывается в Liber Pontificalis. В VI веке ту часть катакомбы, где была усыпальница, разрушили при строительстве существующей базилики, поэтому до сих пор не вполне ясно, где именно находилась могила Лаврентия и как она выглядела.

13 августа. «[Память] Ипполита на Тибуртинской [дороге] и Понтиана у Каллиста».

(1) Ипполит - крайне загадочный персонаж. Если довольствоваться конкретными указаниями римских источников (прежде всего это Каталог Либерия), можно считать, что он был пресвитером, сосланным в 235 году на каторжный остров Сардиния. Был ли этот Ипполит автором «Опровержения всех ересей», «Апостольского предания» и других интересных текстов, - об этом до сих пор ведутся споры. Папа Дамас посвятил ему эпитафию, из которой следует, что Ипполит был сторонником «схизмы Новата», но потом раскаялся и стал мучеником (больше красочных деталей есть в посвященной ему поэме Пруденция). В Passio Сикста, Лаврентия и Ипполита (BHL 7811-12) и более поздней агиографии содержится абсолютная дичь: там Ипполит представлен как римский офицер, охранявший Лаврентия и принявший под его влиянием христианство. Усыпальница Ипполита находилась в особой катакомбе неподалеку от катакомбы Лаврентия; первоначальный кубикул был существенно расширен и превращен в небольшую подземную базилику. Есть основания считать, что на поверхности земли, над катакомбой, стояла еще одна базилика, где собирались паломники.

(2) Папа Понтиан (231-235), согласно Каталогу Либерия, был сослан вместе с Ипполитом на Сардинию и там скончался. Очевидно, его останки были перенесены в Рим. Понтиана похоронили в папской усыпальнице в катакомбах Каллиста (сохранилась первоначальная эпитафия).

22 августа. Мученик Тимофей, погребенный на Остийской дороге, - совершенно неизвестный персонаж. Его память есть в Иеронимовом мартирологе и в ранних римских литургических книгах, а гробницу в VII веке посещали паломники, но это все, что можно о нем сказать. Его быстро отождествили с учеником апостола Павла (гробница апостола находилась неподалеку), а в «Деяниях Сильвестра» он назван христианином из Антиохии, который приехал в Рим, проповедовал там и был казнен префектом Тарквинием.

28 августа. «[Память] Гермета у Басиллы, на Старой Соляной дороге».
Согласно эпитафии Дамаса, молва гласила, что Гермет происходил из Греции, но о времени и обстоятельствах его гибели понтифик ничего не знал. Об этом мученике говорится в недостоверном Passio папы Александра, Эвенция и Теодула (BHL 266), где описываются события эпохи императора Траяна. Гермет был якобы префектом Рима; папа Александр обратил его в христианство вместе со всей родней и 1250 рабами, за что Траян всех казнил. Впоследствии Гермет пользовался некоторой известностью. На месте его захоронения была устроена довольно крупная подземная базилика.

5 сентября. «[Память] Аконция в Порте, Нонна, Геркулана и Таврина».
Судя по всему, эти мученики почитались в городе Римский Порт (Порто). О них рассказываются всякие выдумки в Passiones Цензорина (BHL 1722) и Авреи (BHL 808-9); пострадали они при мифическом императоре Клавдии. После падения империи Римский Порт, как и соседняя Остия, пришел в упадок и со временем обезлюдел, но в IX-X веках все еще упоминаются церковь св. Аконция и кладбищенская базилика св. Ипполита на острове Изола Сакра, где покоились мощи мучеников Ипполита (с ним отождествляли Нонна), Таврина и Геркулана.

9 сентября. Мученик Горгоний был похоронен на Лабиканской дороге, «у Двух Лавров», где впоследствии почитали гробницу других мучеников - Марцеллина и Петра, не упомянутых в DM. Сведения о нем ограничиваются эпитафией папы Дамаса, в которой, впрочем, не сказано ничего конкретного. Позднее его отождествили с каким-то никомидийским мучеником Горгонием и придумали соответствующую легенду.

11 сентября. О Проте и Гиацинте, погребенных в катакомбах Басиллы (Сант-Эрмете), достоверно ничего не известно. В эпитафии Дамаса говорится, что они были братьями. Позднее Прот и Гиацинт стали героями легенды о святой Евгении (BHL 2666-7), где они представлены как евнухи, рабы знатной римлянки Евгении, которые обратили в христианство Басиллу (якобы ту самую даму, чьим именем были названы катакомбы). В 1845 году в этих катакомбах было сделано весьма примечательное открытие - нетронутый локул, в котором лежали останки Гиацинта. Локул был закрыт плитой с надписью: DP III IDVS SEPTEBR YACINTHVS MARTYR. Судя по обломку другой эпитафии, в той же крипте некогда находилась и могила Прота.
.



Усыпальница папы Корнелия (катакомбы Каллиста, регион Луцины)

14 сентября. «[Память] Киприана в Африке, в Риме отмечается у Каллиста».
Карфагенский епископ Киприан, погибший 14 сентября 258 года, был не только известным писателем, но и широко почитаемым мучеником, главным святым Африки. Удивительно не то, что его культ достиг Рима, но что его поминовение совершалось в каком-то особом месте в катакомбах Каллиста. Не исключено, что это поминовение было связано с усыпальницей папы Корнелия, которого воспринимали как друга и соратника Киприана. Впрочем, есть основания думать, что останки Корнелия были захоронены у Каллиста только во второй половине IV века.

22 сентября. «[Память] Базиллы на Старой Соляной дороге, в 9-е консульство Диоклетиана и 8-е Максимиана» (304 год).
Базилла - точнее, Басилла (Bassilla) - мученица эпохи «великого гонения», которую отождествили с неизвестной нам дамой, в честь которой были названы катакомбы Басиллы. В фантастическом Passio Евгении (BHL 2666-7) она представлена как племянница императора Галлиена (260-268), обратившаяся в христианство под влиянием святой Евгении и ее евнухов Прота и Гиацинта (11 сентября) и крещенная папой Корнелием.

14 октября. «[Память] Каллиста на Аврелиевой дороге, у 3-го милиария».
Папа Каллист I (218-222) - самый ранний мученик, упомянутый в DM (впрочем, большинство остальных мучеников датируются крайне условно). По словам Ипполита, то есть автора «Опровержения всех ересей», Каллист был неприятным типом, но то же самое можно сказать и о самом Ипполите. Судя по всему, с именем Каллиста, в то время еще диакона папы Зефирина, было связано устройство папской усыпальницы в катакомбах Каллиста, которые получили название в его честь. Тем не менее сам Каллист был похоронен в другом месте, а именно в небольшой катакомбе Калеподия на Аврелиевой дороге. Очевидно, папу Каллиста почитали как мученика, поэтому его память и была включена в DM. Более подробно об этом можно узнать из фантастического Passio Каллиста (BHL 1523). Его усыпальница в катакомбах Калеподия, исследованная археологами, была расширена и разукрашена папой Юлием I (337-352), которого где-то там и похоронили.

9 ноября. «[Память] Климента, Семпрониана, Клава, Никострата in comitatum».
С этими мучениками настоящая беда. О них сообщается в цветистом Passio Увенчанных мучеников - Клавдия, Никострата, Семпрониана, Кастория и Симплиция (BHL 1836-7), пострадавших якобы в Паннонии при императоре Диоклетиане. После казни Увенчанных император приехал в Рим и казнил там четырех полицейских офицеров, которых потом похоронил папа Мильтиад с помощью Себастиана (20 января). Как звали офицеров, никто не запомнил, поэтому Мильтиад посмертно присвоил им имена паннонских мучеников (Клавдий, Семпрониан, Никострат и Касторий). Рассказ выглядит крайне подозрительным, и средневековые агиографы постоянно путались в этих мучениках. Полная сумятица была достигнута путем отождествления их с четырьмя альбанскими мучениками (8 августа). Как ни странно, у римских мучеников была вполне реальная усыпальница в катакомбах «у Двух Лавров», где нашли даже паломническое граффити с именем мученика Климента. Что такое «comitatus», тоже непонятно: одни считают, что это двор императора, другие думают, что так могли называть императорские владения на Лабиканской дороге, где находились катакомбы.

29 ноября. Если верить папе Дамасу, мученик Сатурнин происходил из Карфагена, но окончил свою жизнь в Риме. Он упоминается в Passio папы Марцелла, где идет речь о строительстве терм Диоклетиана (8 августа). Богатый римлянин Тразон похитил останки мучеников Сатурнина и Сисинния и похоронил в своем владении на Соляной дороге.

13 декабря. Что такое «in pontum», где был погребен мученик Аристон, неизвестно. В Иеронимовом мартирологе написано «in Portum», то есть «в городе Римский Порт». Возможно, именно этот Аристон упоминается в Passio Себастиана как мученик, пострадавший при императоре Диоклетиане, но ничего конкретного о нем сказать нельзя.

ркп, агиография, впип

Previous post Next post
Up