- Этот компас не показывает на Север.
- Но мы ведь и не Север ищем, правда?
(к/ф «Пираты Карибского моря - 3»)
...я волей-неволей усвоил среднеазиатскую меру длины - чакрым. Определить длину чакрыма в метрах было невозможно: он был то длинный, то короткий, но в вариациях наблюдалась строгая закономерность. Если идти в гору или по болоту - чакрым короткий, если с горы или по хорошей дороге - длинный, а все прочие величины располагались между этими лимитами. Собственно говоря, чакрым был мерой не длины, а усилий, которые человек должен был затратить, чтобы достигнуть цели. Нельзя не признать, что такая система отсчета была очень удобна для местных жителей, хотя совершенно непригодна для картирования. И тут мне пришла в голову мысль, что таджикский "чакрым" не что иное, как персидский "фарсанг" (арабизированная форма - фарсах), и тогда следует учитывать не абстрактную длину, а проходимость путей перекочевок. Длина фарсаха /примечание: 5,5 км/ высчитана европейцами в условиях пересеченного рельефа Иранского плоскогорья...
Оставалось последнее: доказать, что фарсах действительно не определенная мера длины, а приблизительная, зависящая от рельефа и состояния дорог. В европейской литературе указаний на это нет, но дело было спасено персидским романом XIX века "Путешествие Ибрагим-бека", написанным Зейн аль-Абидина Маргаи. Там описываются впечатления европеизированного перса патриота, жившего в Александрии и посетившего родину своих предков. Он описывает Персию весьма мрачными красками, но среди прочего есть сентенция, что, мол, персидские арбакеши такие дикари, что даже расстояний мерить не умеют: длинная и короткая дорога у них составляет "один фарсанг". ...
Гумилев Л. Н.
Открытие Хазарии Субъективность - высший критерий объективности. Энергоемкость - самая точная и универсальная мера.