В Белгороде наблюдается самый настоящий музыкальный бум. Кажется, что играют и поют все, кому от пятнадцати и старше. Группы появляются как грибы после дождя, музыкальные магазины едва успевают выполнять заказы на дорогостоящие инструменты и аппаратуру, график работы репетиционных баз и студий расписан на месяц вперёд. Музыканты выступают на клубных площадках, знакомят слушателей со своим творчеством посредством различных интернет-ресурсов. Но, увы, количество не всегда переходит в качество.
Сегодня можно услышать в адрес белгородской рок-музыки много критики, причем даже со стороны молодёжи. Интернет буквально переполнен нелестными отзывами о музыкантах, которые делают первые шаги на сцене. Большинство мнений сходится на том, что сейчас в городе очень мало профессионалов. Так ли это? В чём проблемы местной рок-музыки? С этими и другими вопросами мы обратились к Юлии Алейник - человеку, который знает белгородскую рок-музыку изнутри: она работает в рок-клубе, пишет и исполняет песни.
- Юлия, как долго ты занимаешься музыкой?
- Я под музыку росла. Двоюродная сестра профессионально пела, брат играл на гитаре. Как только я научилась говорить, мы устраивали вечерние шоу во дворе с палкой или расческой вместо микрофона. А ещё у многих были советские проигрыватели «Нота» - к моему еще и микрофон прилагался. С помощью этой техники и были записаны первые песни, например, - о супружеской жизни и бракоразводных процессах в семье... парнокопытных. Там ещё припев был какой-то жуткий, панковый. Наверное, родители были в шоке. Первую песню, которую написала от руки лет в пять-шесть печатными буквами на обложке книги, тоже помню. Там был текст про стихийное бедствие... Но это было только начало... Ведь можно было еще и на кассеты голос писать и по жестянкам фломастерами ритм отстукивать!
- А как в настоящее время музыка связана с твоей жизнью? Ты пишешь песни или поешь?
- Всё сразу. В рамках группы «Плюшевая свита», я пишу тексты на музыку Ника Еремина (он параллельно выступает с группой «Рычаги машин»), либо напеваю ему новые слова, и далее мы «склеиваем» песню.
- Трудно ли девушке быть в рок-тусовке?
- Девочка в рок-группе - это козырь, правда, не в Белгороде. Нам никогда не стать звёздами, потому что это мир парней. Вот Сергей Колесников, у которого очень светлые песни, и Джоник из РМ13, который их пишет долго, много и осмысленно, пользуются в местной рок-тусовке большой и, надо сказать, заслуженной популярностью.
- И что делаешь для того, чтобы достичь своих целей в мире парней?
- У меня нет цели завоевать мир. Есть аура из идей, с которыми я ношусь. Мне посчастливилось не влюбиться ни в одного из тех музыкантов, с которыми мы играли. Хотя мировая история показывает, что у некоторых, например, Гвен Стефани, потом пишутся хиты вроде «Don’t Speak». Перезнакомиться со всеми красивыми музыкантами можно и не выходя на сцену. Если же ты, к примеру, хочешь, чтобы твои песни слушали, - пиши хорошие песни. Короткая юбка от «лажи» не спасет. Ни парня, ни девушку.
- Какие основные проблемы белгородской рок-музыки ты могла бы обозначить? И есть ли они вообще?
- Есть локальная музыкальная среда. Не такая, как в Сиэтле, но Белгород - это тоже своеобразный котёл, в котором все варятся и рано или поздно друг друга узнают. Проблема первая - кадры. Навыки, вкусы и отношение к миру музыкантов. Своего человека в группу найти трудновато. Самые профессиональные играют в нескольких сразу. Пока не возник единственный в городе рок-клуб, были проблемы с концертными площадками. Аренда зала, аппаратура, реклама и прочее - всё это нужно было организовать. С репетиционными базами тоже нелегко: либо вы скидываетесь и обустраиваете гараж, либо арендуете комнатку. В обоих случаях это означает расходы.
Еще есть проблема с восприятием рок-музыки вообще - она-то давно стала форматной, но, видимо, только для тех, кто её считает своей. Нет радиоволны, где бы звучал рок, и телепередачи подобного направления. Поэтому мы довольствуемся Рунетом, размещаем свои песни на различных его сервисах. Для водителей и многих пассажиров маршруток мы не существуем. Все новые веяния в музыке провинция черпает из западных ресурсов.
- Люди из рок-среды, они занимаются только музыкой?
- Смотря какими навыками владеет музыкант. Можно писать музыку, работать звукорежиссером, дирижером... То есть быть настоящим профессионалом. А можно просто купить чехол под гитару, набить тетрадками и знакомиться на улице с девушками или снимать видеоклипы и выкладывать в сеть, как поступает широко известная в Интернете девушка из Рязани. В основном все силы серьезно настроенных музыкантов уходят на репетиции, выступления, написание нового материала... И так по кругу. Это при том, что большинство работает или учится, у некоторых уже есть дети. Или, например, есть такой уникальный человек - Михаил Волощенко. Как минимум, он от ударных не отлипает и в театре БелГУ у Петра Харлова играет. Еще и как играет!
- Как ты думаешь, что необходимо в первую очередь для решения проблем белгородского рока?
- У белгородского рока одна самая большая проблема, которую никто не решит. Он - белгородский. Пишите для мира, - сказал один неглупый человек. Но для этого нужно иметь, что сказать миру... Кому-то комфортно жить в своей тусовке, где тебя считают звездой, а кто-то стремится раздвинуть горизонты - и в географическом, и в творческом смыслах. Для таких не существует «белгородского рока». Они решили для себя, что свободны и не обязаны отчитываться перед кем-то - звезды они или нет. Они просто хотят играть и играть хорошо. Именно творческая свобода и незашоренность должны быть для рок-н-ролльщика важнее стоимости гитары, имиджа и восторга публики.
Майрануш КАЗАРЯН,
студентка журфака БелГУ.