Любой крупный полноводный водоём существенно затрудняет коммуникации - пока объедешь или найдешь брод, много воды утечёт (причём как в прямом, так и в переносном смысле). Поэтому издревле люди занимаются строительством мостов. Сначала мостами перекрывали не очень крупные реки, но со временем инженерный гений нашёл способы преодолеть даже самые широкие реки, такие как Нил, Хуанхэ, Ганг или российские Обь с Иртышом.
Девять из десяти самых больших рек на Земле давно перестали быть непреодолимым препятствием благодаря мостам. А вот над водной гладью десятой, а заодно - и одиннадцатой крупнейшей в мире реки - мостов нет! Эта река - Амазонка. Единственный крупный мост, связанный с этой рекой, расположен в городе Манаус, пересекая устье крупнейшего притока Амазонки Рио-Негро - Чёрной реки. Но над самой Амазонкой мостов нет.
Почему?
Нет особой нужды
Ключевая причина в том, что особой нужды в мостах через амазонскую пойму нет, их попросту не для кого строить: дождевые леса слабо заселены, тут нет больших дорог, а следовательно - нет и экономического обоснования, чтобы построить столь крупные и дорогостоящие сооружения.
Этой точки зрения придерживаются и власти, и большинство влиятельных строительных и инженерных институций в мире, включая университеты Северной Каролины, Чикаго и даже швейцарский Политехнический в Цюрихе. Такой мост никогда не окупится, а его обслуживание потребует колоссальных расходов - затраты будут кратно выше, чем в российских, египетских или китайских условиях.
Суровый климат и недружественная природа
Впрочем, один крупный город на этой реке есть - Манаус, столица штата Амазонас, получившего имя как раз в честь реки. Тут живет свыше двух миллионов человек, а некоторые эксперты даже полагают, что с учетом населения фавел в городских пригородах численность местного населения превышает 3,5 миллионов человек. Чуть ближе к побережью Атлантики есть ещё один крупный город, Макапа, важный речной и морской порт. В основном для коммуникации эти населенные пункты используют порты, дороги и мосты могли бы оказаться полезны. Почему их нет?
Потому что на пути этих грандиозных строек века встают неблагоприятные климатические условия. Прежде всего тут слишком влажно - в таких условиях металл будет подвергаться коррозии в несколько раз более интенсивно, чем в более сухом и благоприятном европейском климате. Пожалуй, по уровню неблагоприятного воздействия на металл, бетон и другие искусственные конструкции с влажным тропическим лесом могла бы поспорить тундра с её вечной мерзлотой - и то не факт!
Наглядный пример. До середины 1980-х в стране правила очередная военная хунта, и в 1976 году диктатор объявил о начале колоссальной стройки. Новое шоссе, соединившее уже упоминавшийся нами Манаус и городок Порта-Велья, было построено в рекордные сроки. Открытие этого выдающегося сооружения было подано с большой помпой, масштабная кампания в прессе, ленточку на нулевом километре открывал лично глава государства в присутствии генералитета и других высокопоставленных гостей. Стоимость стройки, по некоторым оценкам, доходила до 10% от расходов бразильского бюджета за год. Однако не прошло и десяти лет, как объект пришёл в упадок, а в 1988 г. был заброшен полностью и даже вычеркнут из государственного реестра путей сообщения. Оказалось, что для поддержания этой дороги в пригодном для безопасного использования состоянии ежегодно нужно тратить суммы, сопоставимые с затратами на её возведение! Хунта пала, работоспособность дороги перестала быть фактором престижа режима, и вкладывать деньги перестали. Сейчас, углубившись в джунгли на три десятка километров, вы рискуете уже не найти места, где полвека назад была проложена шестиполосная дорога.
Строителям тут не рады
Помимо ревнителей государственного бюджета, есть ещё одна крупная группа, которая будет не рада строительным работам в Амазонии.
Строго говоря, таких групп несколько, и все они принадлежат к шумному активистскому братству.
- Археологи. Несмотря на архаичность быта традиционных культур этого региона, в Амазонии свыше 10 тысяч локаций, где нашли следы цивилизаций, существовавших в Америке до Христофора Колумба. Разумеется, учёные категорически против любых строительных работ, поскольку после них такие объекты будут бесповоротно утеряны!
- Экологи. Сам по себе амазонский широколиственный лес - настоящее чудо природы: наравне с лесами Сибири он поглощает рекордное количество углекислого газа, а значит, препятствует глобальному потеплению. Сил справиться с «чёрными лесорубами» у бразильских властей нет: древесина местного леса очень ценная, на чёрном рынке её отрывают с руками. Поэтому самый лучший способ защиты - не давать лесорубам возможности добраться до леса, а потом вывезти его: пока до леса не может добраться тяжёлая техника, он практически на 100% в безопасности.
До тех пор, пока эти проблемы не удастся решить, мосты вряд ли будут построены. Тем более что в Бразилии тысячи аэропортов малой авиации, не говоря уже о многочисленных речных портах и паромных переправах - пользоваться ими куда удобнее и дешевле, чем строить дороги и тем более мосты.
А что одиннадцатая река, которую мы упоминали в начале статьи? Эта река - Лена, но ей недолго оставаться без мостов: уже в этом году в Якутске началось строительство Ленского моста, который призван соединить город с остальной Россией, установив круглогодичное сухопутное сообщение.