Пандемия коронавируса в корне изменила систему высшего образование. А точнее, она оголила все ее недостатки. Переход на «новую нормальность» можно считать сомнительным.
Мне это чуть-чуть напоминает анекдот про "Да Бах - это такое дерьмо, мне вот Васька спьяну его органный концерт насвистел - это же слушать невозможно".
Я не могу сказать, что в Испании все было радужно. В школах, увы, было по-разному - и дети еще маленькие и держать их внимание онлайн все-таки сложно, и уровень квалификации школьных учителей тоже, скажем так, разный. Но в ведущих вузах, после короткого хаоса первых недель, были проведены курсы, обязательные для всех преподавателей - у меня их набралось с двух вузов в общей сложности около 80 часов. Сначала нас учили просто элементарно пользоваться платформами университетов (в моем случае это был Moodle и BlackBoard), а потом были обширные коллоквиумы, где все преподаватели обсуждали вместе, как все это можно организовать оптимально, согласовывали учебные планы, делали собственные онлайн-ресурсы (интерактивные тесты, задания, игры и прочее).
Мое мнение - если все это правильно организовать, качество не страдает, даже наоборот. Да, там совсем другие принципы обучения: вариант, когда преподаватель нудным голосом час двадцать что-то рассказывает, а студенты тихо спят вокруг, и в офлайне не очень хорош, а в онлайне не работает вообще. Мы в университете Алькала, скажем, сформулировали такое правило: студент в онлайн-формате минимум раз в две минуты должен совершать какое-то разумное действие - то есть надо кидать вопрос в аудиторию, или попросить их пройти мини-тест, или провести интерактивную игру-соревнование на знание терминологии... Должно быть очень много индивидуальной работы на время, маленьких заданий, собственно лекция преподавателя может занимать не больше 1/2 теоретически "лекционного" времени.
Да, приходилось не спать ночами, переписывая собственные лекции на ходу, превращая их в интерактивный процесс. Да, периодически случались технические проблемы, поэтому всегда к варианту А нужно было иметь вариант Б, типа "хорошо, тогда пока зайдите на мой гугл драйв, возьмите задание, помеченное вашей фамилией, и выполните его за 10 минут", а за это время преподша, то есть я, в мыльной пене пыталась вывести в блэкбоард нужную презентацию. Но оно реально работало.
Я не слишком опытный препод, этот учебный год (21/22) у меня третий полноценный. Но что могу сказать - самый лучший, самый сильный год был пока именно вот тот, онлайновый. Удалось добиться того, что к концу обучения студенты за считанные секунды сами находили всю нужную информацию по теме в интернете, понимая, что искать и как отделить хорошую информацию от плохой, умели сопоставить новое с тем, что уже усвоили - а собственно, это и есть в современных условиях то самое практическое знание. И его как раз на пассивной лекции не дашь.
В этом году, кстати, мы все договорились, что студенты должны приносить на лекцию хотя бы айпады, а лучше нормальные лаптопы - чтобы все-таки они не теряли эти элементы интерактивности. И мне кажется, тоже очень помогает.
Я не могу сказать, что в Испании все было радужно. В школах, увы, было по-разному - и дети еще маленькие и держать их внимание онлайн все-таки сложно, и уровень квалификации школьных учителей тоже, скажем так, разный. Но в ведущих вузах, после короткого хаоса первых недель, были проведены курсы, обязательные для всех преподавателей - у меня их набралось с двух вузов в общей сложности около 80 часов. Сначала нас учили просто элементарно пользоваться платформами университетов (в моем случае это был Moodle и BlackBoard), а потом были обширные коллоквиумы, где все преподаватели обсуждали вместе, как все это можно организовать оптимально, согласовывали учебные планы, делали собственные онлайн-ресурсы (интерактивные тесты, задания, игры и прочее).
Мое мнение - если все это правильно организовать, качество не страдает, даже наоборот. Да, там совсем другие принципы обучения: вариант, когда преподаватель нудным голосом час двадцать что-то рассказывает, а студенты тихо спят вокруг, и в офлайне не очень хорош, а в онлайне не работает вообще. Мы в университете Алькала, скажем, сформулировали такое правило: студент в онлайн-формате минимум раз в две минуты должен совершать какое-то разумное действие - то есть надо кидать вопрос в аудиторию, или попросить их пройти мини-тест, или провести интерактивную игру-соревнование на знание терминологии... Должно быть очень много индивидуальной работы на время, маленьких заданий, собственно лекция преподавателя может занимать не больше 1/2 теоретически "лекционного" времени.
Да, приходилось не спать ночами, переписывая собственные лекции на ходу, превращая их в интерактивный процесс. Да, периодически случались технические проблемы, поэтому всегда к варианту А нужно было иметь вариант Б, типа "хорошо, тогда пока зайдите на мой гугл драйв, возьмите задание, помеченное вашей фамилией, и выполните его за 10 минут", а за это время преподша, то есть я, в мыльной пене пыталась вывести в блэкбоард нужную презентацию. Но оно реально работало.
Я не слишком опытный препод, этот учебный год (21/22) у меня третий полноценный. Но что могу сказать - самый лучший, самый сильный год был пока именно вот тот, онлайновый. Удалось добиться того, что к концу обучения студенты за считанные секунды сами находили всю нужную информацию по теме в интернете, понимая, что искать и как отделить хорошую информацию от плохой, умели сопоставить новое с тем, что уже усвоили - а собственно, это и есть в современных условиях то самое практическое знание. И его как раз на пассивной лекции не дашь.
В этом году, кстати, мы все договорились, что студенты должны приносить на лекцию хотя бы айпады, а лучше нормальные лаптопы - чтобы все-таки они не теряли эти элементы интерактивности. И мне кажется, тоже очень помогает.
Reply
Leave a comment