Пандемия коронавируса в корне изменила систему высшего образование. А точнее, она оголила все ее недостатки. Переход на «новую нормальность» можно считать сомнительным.
Посмотрим, что скрывается за красивыми фразами о доступных
онлайн-курсах, обучении онлайн, повышении эффективности учебы студентов, обширных возможностях самообразования.
- Обучение перешло в онлайн-режим, все занятия проводятся через различные платформы: Zoom, Discord, Skype и т.д., которыми преподаватели /студенты не могут или не умеют пользоваться.
Частой практикой являлось то, что лекцию невозможно было слушать, так как у преподавателя зависает звук. Все попытки
студентов решить его проблему с микрофоном дистанционно не заканчивались успехом, поэтому занятие представляло собой обрывки фраз и булькающие звуки.
- Из-за того, что лекции и семинары проводятся онлайн, некоторые преподаватели «ушли в туман» и абсолютно не вели занятия по курсу до конца весеннего семестра.
Возможно, это связано с нескончаемыми проблемами с интернетом или просто с тем, что преподаватель не захотел/не смог разобраться в онлайн платформе для занятий.
Поэтому часть программ перешла в полное самообразование. Но стоит заметить, что студенты также этим грешат и просто не являются на занятия.
- Во время занятий студенты видят половину лица преподавателя или его макушку, как он ковыряется в носу или надолго куда-то уходит.
Единственный плюс - все показывают своих домашних животных вместо лекции.
- У кого-то резко включается микрофон и идут посторонние шумы.
Самые частые из них: смывание кнопки унитаза, семейные разборки, обсуждения, какие шторы подойдут бабушке в спальню
Тем не менее, у онлайн обучения есть и свои плюсы, которые стоит отметить.
- Можно совмещать занятия со спортом, уборкой, готовкой еды, компьютерными играми, любыми занятиями, если не требуется включенная веб-камера
- Можно увеличить количество занятий по интересному вам предмету по желанию преподавателя и студентов
- Занятия могут быть перенесены на любое другое время, если за это проголосует большая часть группы
- Для девочек: не надо краситься и собираться на занятия, лекции можно слушать в халате или даже в кровати, просыпаясь за 30 секунд до лекции
Как заканчивают выпускники 2020?
Некоторые вузы отменили сдачу госэкзаменов, оставив только защиту диплома (выпускной квалификационной работы). Однако есть те, кто решил провести все онлайн. При этом студентов специально «пугали», что сдача в таком формате будет такая же жесткая, как и в живую.
Из нового: обязательно всем включить веб-камеру во время госэкзамена. Если камеры таинственным образом нет, или она резко перестала работать именно перед госами, то дается возможность приехать в сам университет в полной защитной экипировке (маска, перчатки) и сдавать госэкзамен через университетские компьютеры.
Также, чтобы отслеживать списывающих студентов, объявили о применении специальной программы, которая распознает положение ваших рук за компьютером.
Если вы опустите их вниз и они пропадут из поля зрения веб-камеры, то членам комиссии поступит сигнал, они сразу поймут что дело тут нечисто.
И так, для вас описание госов на платформе Discord:
- Вопросы к госам подготовлены заранее.
Написан краткий ответ на каждый вопрос. Во время самого госа вам присылается вопрос на почту, у вас есть время на подготовку (45 минут), за это время можно и посмотреть серию любимого сериала.
Вы вставляете готовый заранее ответ и отправляете комиссии. Заходите на канал с членами комиссии (у половины отключена камера или не работает микрофон). Тот, кто «рабочий», задает вам вопрос по теме билета, вы читаете свой готовый ответ, льете воду. Все. Госэкзамен сдан.
Вы отправляете купленный или своими силами написанный текст диплома комиссии за неделю до даты защиты. Комиссия читает вашу работу (нет).
В день защиты вы так же заходите на канал с членами комиссии, которые задают вам вопросы по вашему диплому. В основном тут работает ваш рецензент (так как он реально читал вашу работу, чтобы написать рецензию). Это если повезет.
Было так, что у некоторых на защите не было ни рецензента, ни научного руководителя. Тогда преподаватели стараются рассуждать на тему диплома, который они не читали.
Поэтому вопросы идут не по содержанию, а по «убийственным вопросам»: почему у вас такие странные предмет и цель работы? Они неправильно сформулированы? Какие методы исследования вы использовали? Какова научная новизна вашего диплома (перефразированного с Киберленинки)?
В итоге все сводится к тому, какую оценку вам порекомендовали поставить в рецензии. Все. Диплом вы защитили.
Определенно, для кого-то такой онлайн формат стал настоящим подарком. Студенты, которые еле «тянули на троечку» смогли закрыться на отлично. Есть и те, кому онлайн обучение не пришлось по вкусу.
По правде говоря, онлайн обучение, по крайней мере то, как оно проводится в российских вузах, не дает объективной оценки знаний студентов. Нет контакта с преподавателем, который поймет, что ты не готов к семинару или экзамену.
Но также стоит отметить, что пандемический кризис диктует свои условия. Поэтому онлайн занятия - это лучше, чем ничего.
Почему российская система образования устарела?