В Сети вы можете отыскать десятки старинных фотографий с самолётами и их счастливыми пассажирами - и удивиться тому, что на борту международных авиалиний можно было курить, немецкие и британские лайнеры помимо сидячих мест предлагали ещё и спальные (полноценные койки или даже отдельные каюты!), а пассажиры первого класса могли заказать себе полноценный ужин с доставкой к трапу самолёта в одном из промежуточных пунктов.
Разумеется, все эти блага были не бесплатными - их стоимость была включена в стоимость дорогого авиаперелета, но стремление к унификации и стандартизации, попытки авиакомпаний и аэропортов удешевить перевозки или борьба за безопасность свели всю эту роскошь на нет. Сегодня расскажем о некоторых вещах, которые вы больше не увидите в аэропорту.
Смотровые площадки
Одним из популярных бесплатных развлечений для детей и их родителей в крупных современных аэропортах было наблюдение за взлётом и посадкой самолётов. В одном случае это можно было делать из-за забора, в другом - из общего зала, но самые большие авиаузлы могли позволить себе нечто большее и строили залы со стеклянной стеной или вынесенные башни-балконы, где любой желающий мог усесться поудобнее и часами смотреть за тем, как гигантские крылатые машины садятся на землю или взмывают ввысь.
Обычно такие штуки устраивали за пределами зоны безопасности, но теракт 11 сентября и последовавшая цепочка аналогичных событий середины и второй половины нулевых в Европе поставила крест на этой практике: службы безопасности настояли, и прилетные зоны аэропортов реорганизовали таким образом, чтобы минимизировать присутствие в них пассажиров.
Разноцветные багажные бирки
Украшать чемоданы и саквояжи пестрыми бирками с логотипами отелей и гостиниц, туристических компаний, железнодорожных вокзалов и портов стало модным в середине 70-х годов XIX века. Развитие железнодорожного транспорта и совершенствование судостроения сделало путешествия более доступными (определенную роль сыграло также стремительное развитие колониальных империй будем честны).
Эра пара наступила и уступила сначала экологичным электропоездам, а затем и самолётам, но мода осталась. Многие коллекционировали бирки, ведь каждый аэропорт украшал чемодан биркой с индивидуальным дизайном - по цвету и логотипу опытный путешественник (тем более таможенник или служащий аэропорта) мог издалека понять, откуда прибыл человек и что повидал в своём путешествии.
Увы: стандартизация и цифровизация обрушили эту теплую и ламповую старинную традицию в прошлое. Пестрые бирки с десятками шрифтов и разными красивыми рисунками оказались совершенно нечитаемыми для цифровых сканеров.
Кришнаиты и миссионеры
Наряженные в одежду тысяч цветов, диковинные халаты и костюмы служители культов или толпы кришнаитов, стремящихся облагодетельствовать прилетающих и улетающих, угостить их вкусностями в обмен на символическое пожертвование или взнос… Особенно часто и плотно это бедствие встречалось в американских аэропортах: миссионеры освоили ставший популярным и доступным транспорт и плотно «подсели на уши» в целом достаточно религиозным американским гражданам.
В Европе их было чуть меньше, а в России всё ограничивалось столичными и петербургским аэропортами, где время от времени «дежурили» баптисты и прочие пятидесятники.
Крест на миссионерских позициях разных церквей и сект поставили террористические риски - служба безопасности заставила посторонних убраться восвояси.
Доступные арендные автомобили
Ещё недавно по прилёту в любой крупный аэропорт (кроме московских и других авиаузлов постсоветских стран) вы могли подойти к неприметной стойке и за небольшую плату взять в аренду автомобиль. Всё, что от вас требовалось, это предоставить паспортные данные и вернуть авто в целости и сохранности.
Первым ударом по этой практике в Европе была война на Балканах; оказывается, многие журналисты или «дикие гуси» (так называли наемников) добирались до Вены, Любляны или Будапешта, брали в аэропорту машину и отправлялись на ней в Боснию или Хорватию.
Часто машины потом возвращали с дырками от пуль или не возвращали вовсе. Потом на смену небольшим компаниям пришли сервисные альянсы, и арендный бизнес сменил градус: скорость обслуживания ушла, цены выросли, а недорогой автомобиль теперь проще найти в Интернете, а не в аэропорту.
Телевизионные кресла для ожидающих
Что не меняется, так это регулярные опоздания и задержки рейсов по погоде, из-за технических трудностей или накладок, связанных со стыковыми рейсами! Сейчас выручает ноутбук или планшет, а два-три десятилетия назад пассажирам приходилось развлекать себя самостоятельно.
Исключения, впрочем, были. Прежде всего речь идёт об американских аэровокзалах, где пассажирам за четвертак предлагалась возможность скоротать время в специальном телевизионном кресле с экраном, где вы могли посмотреть местные новости или подборку фильмов. Кресла были довольно удобные и снабжались высокими подголовниками с выступающими вперед крыльями, что, с одной стороны, помогало пассажиру сосредоточиться, а с другой отсекало любителей посмотреть кино на халяву.
Курение
Курить в аэропортах можно было очень долго, причём никаких ограничений по локации не существовало! Хочешь - в зале кури, хочешь - в зоне прилёта, хочешь в туалете.
Потом, на фоне интенсификации борьбы за права некурящих, курильщикам выделили отдельные залы - такие же, как и у всех остальных пассажиров, но с изолированным контуром вентиляции. Потом залы стали поменьше и свелись в итоге к площадке на улице, не ближе десятка метров от входа (а в некоторых аэропортах курение на территории запрещено в принципе).
Людям, зависимым от никотина, это причиняет многие неудобства, хотя ещё живы пассажиры, заставшие время, когда курить можно было даже в салоне аэрофлотовского Ил-а или «Тушки».