В советскую эпоху не все можно было приобрести за советские рубли, в отличие от современной эры рыночной экономики. Тогда особая ценность придавалась не только нематериальным аспектам, таким как честь или здоровье, но и таким материальным вещам, как японские магнитолы, квартиры или зарубежные путешествия.
Многие люди в период застоя имели денежные накопления, но из-за импортных ограничений и дефицита было сложно купить популярные товары по государственной цене. Часто приходилось ждать годами в очередях или переплачивать спекулянтам за нужный товар.
В связи с этим, доступ к определённым нематериальным благам и привилегиям, которые были предназначены лишь избранным, оценивался особенно высоко. Это предоставляло возможности для приобретения дефицитных товаров и "левого" заработка.
В наши дни стоимость таких привилегий значительно уменьшилась, ведь практически любую проблему можно решить, имея достаточно денег. К тому же, сейчас отсутствуют ограничения на выезд за границу, частное предпринимательство и рыночную торговлю.
Давайте вспомним, что в советское время ценилось больше денег.
"Хлебное" место
Термин "хлебная" работа в советское время не всегда указывал на высокую руководящую позицию, такую как директор завода или главный инженер. Многие должности, которые сегодня кажутся обыденными, предоставляли возможности для получения дополнительных доходов благодаря доступу к дефицитным товарам и полезным контактам.
Среди таких работ были продавец в крупном магазине, таксист, официант, гостиничный администратор, банщик, автомеханик или работник по приему стеклотары. Нередко "серые" доходы на этих позициях могли сравниться с официальной зарплатой руководителя.
Ценные знакомства
Во времена СССР, наличие полезных контактов играло критическую роль. Через систему взаимных услуг или благодаря родственникам, занимающим выгодные должности, можно было достать дефицитные товары - от продуктов питания, как свиная вырезка и финский сервелат, до стройматериалов, авиабилетов, мест в гостиницах в пик сезона и автозапчастей. Социальные связи в СССР часто строились на основе обмена товарами и взаимоподдержки.
Такие знакомства позволяли также поступить в престижный вуз, избежать службы в армии или обеспечить себе высокооплачиваемую работу. Эти практики остаются актуальными и сегодня.
Загранкомандировки
В советские времена возможность выехать за границу, особенно в капиталистические страны, была доступна далеко не каждому и считалась признаком особого статуса. Обычным людям предоставляли такие шансы только в составе туристических групп и после строгой проверки со стороны КГБ, причем в основном речь шла о поездках в страны соцлагеря.
Поэтому служебные командировки за границу были невероятно ценными.
Моряки, пилоты международных рейсов Аэрофлота, водители Совтрансавто, спортсмены, строители, сотрудники Внешторга, дипломаты и другие представители профессий, имевшие доступ к таким поездкам, обладали значительным преимуществом. Эти поездки не только открывали возможность увидеть мир за государственный счет, но и позволяли приобрести дефицитные товары, которые можно было выгодно перепродать, подарить влиятельным людям или обменять чеки Внешпосылторга на товары в магазинах "Березка".
Вступление в КПСС
Членство в Коммунистической партии Советского Союза, единственной и управляющей партией в стране, предоставляло значительные преимущества, включая доступ к руководящим и номенклатурным должностям, а также облегчало процесс выезда за границу. Для вступления в партию необходимо было с младших лет проходить через ступени: октябренок, пионер, комсомолец, кандидат в члены партии, сохраняя при этом непорочность репутации и поддерживая образ идеального строителя коммунизма.
Принимали в КПСС с 28 лет, хотя чаще всего это происходило после достижения 30-35 лет. В партию действовали строгие квоты, с приоритетом для рабочих и колхозников. Для статуса кандидата на вступление требовалось поручительство от двух членов партии. В результате только каждый десятый трудоспособный гражданин СССР мог стать членом КПСС.
Столичная регистрация
Московская регистрация открывала право свободно проживать и работать в столице, что делало её объектом стремлений для многих жителей СССР. Однако получить такую регистрацию было сложно, поскольку Москва, а также Ленинград и Киев, имели ограниченные условия для прописки.
Возможности для регистрации включали прописку через родственников, устройство на работу с обеспечением места в общежитии или женитьбу на москвиче или москвичке. Этот последний вариант иногда использовали находчивые женщины из провинции.
Служебный автомобиль
В советские времена владение автомобилем считалось признаком роскоши, а обслуживание и поиск запчастей представляли значительные трудности. В этом контексте доступ к служебной машине, обслуживаемой и заправляемой за государственный счет, представлял собой значительную привилегию.
Личное служебное авто было привилегией лишь для высшей партийной элиты и руководителей предприятий. Однако и обычные водители, таксисты, водители грузовиков и сотрудники ГАИ также имели возможность использовать вверенные им автомобили для личных нужд, часто это становилось источником дополнительного дохода.
А вы могли бы прожить всю жизнь в одном населённом пункте без возможности переехать?