В наше время встретить ученика без нагрузки в виде секций, кружков и репетиторов - большая редкость: сначала у ребёнка идут школьные занятия, затем выполнение домашнего задания, посещение уроков с репетитором, и к вечеру ещё тренировки по футболу или танцы.
Родители тоже находятся в постоянном движении, стремясь обеспечить своему чаду всестороннее развитие, но специалисты по детской психологии сходятся во мнении, что такой непрерывный марафон часто лишён какой-либо конкретной цели и не принесет результатов.
Оригинальный источник данного материала находится
по ссылке . По вопросам образования за рубежом в школах, вузах, лагерях, курсах обращайтесь на
http://smapse.ru/ или по телефону 8-800-775-54-97
Родительский контроль детских интересов
Тем, кто вырос в 1990-х и 2000-х годах, знакомо наведение порядка в школе: мытьё парт и окон, уборка в классе и дворе во время каникул - такие обязанности школьники выполняли без согласования с родителями, воспринимая их как свой вклад в общее дело, и никто не выражал недовольства. Ученики не страдали от подобного распорядка - напротив, дети были более активны и общительны, занимаясь общим делом.
Однако сегодняшняя ситуация отличается от того, что было раньше: дети продолжают исполнять свои обязанности, но объём и характер их деятельности изменились - любые школьные инициативы требуют предварительного одобрения родителей, что кажется довольно странным. В конце концов, трудовое воспитание не ограничивается поддержанием порядка - оно ещё формирует ответственное отношение к окружающему миру и собственным обязанностям.
Сегодня прямо-таки необходимо уделять особое внимание трудовому воспитанию, так как многие дети не имеют опыта выполнения полезных дел из-за того, что не видели примера со стороны родителей. Когда нужно попросить подростков о помощи по дому, родители сталкиваются с трудностями и нежеланием отпрысков включаться в семейный быт. До определённого возраста за детей всё делают взрослые, и подростки начинают воспринимать это как норму, не чувствуя ответственности перед другими. Эта тенденция беспокоит психологов, ведь трудовое воспитание всё ещё важно для всестороннего развития личности.
Бесконечные занятия нужны не всем
Родительская забота о будущем своих детей порой гипертрофирована. Даже у дошкольников расписание забито всевозможными активностями: изучение иностранных языков, занятия плаванием, обучение основам робототехники и курсы ментальной арифметики - родители стремятся к тому, чтобы их дети добились успехов во всех сферах жизни сразу.
Безусловно, такой подход имеет свои преимущества, но множество дополнительных занятий отнимает у детей альтернативные, более простые пути развития. Воспитание питомца, помощь на садовом участке, бытовые обязанности или даже просто игры на свежем воздухе без гаджетов - всё это способствует формированию полноценной и гармоничной личности.
Каждому родителю стоит задаться вопросом, действительно ли его ребенку нужны скорочтение, владение несколькими языками или умение решать математические задачи в уме? Возможно, в некоторых случаях это является скорее отражением неисполненных желаний родителей, их стремлением видеть в своем ребенке реализацию собственных недостижимых амбиций.
Доходит и до того, что умственное развитие просто вытесняет нормальное физическое: родители ограждают своих детей от любых физических нагрузок, предпочитая перевозить их из точки А в точку Б на автомобиле или такси, опасаясь простуд и других неприятностей, связанных с пешими прогулками в непогоду - всё это мешает естественному стремлению детей двигаться и изучать мир вокруг.
Простое не хуже сложного
Психологи уверены, что простые радости и обязанности научат детей жизненно важным урокам не хуже дорогих игрушек или специализированных образовательных программ. Занятия домашними делами, игра с простыми вещами вроде тряпки и кастрюли развивают не только логическое мышление и внимание, но и воспитывают чувство ответственности, учат видеть прямую связь между усилиями и их результатами - такой подход позволяет формировать у детей необходимые жизненные навыки, способность к самоконтролю и желание делать мир вокруг лучше.
Иногда самые простые жизненные уроки и вещи обладают самой высокой ценностью: воспитание чувства долга, способности заботиться не только о себе, но и о благополучии окружающих - ключ к формированию полноценной личности. Этот процесс одновременно простой и сложный, требующий не только времени, но и терпения: открытый диалог о важных моментах жизни может оказаться намного более эффективным для развития ребенка, чем по часу стоять в пробках по пути на занятия, которые ему не нравятся.
Больше свободы выбора
Взрослым иногда стоит просто дать детям пространство для дыхания, не перегружая их избытком информации и активностей, а предоставляя возможность выбирать самим: важно дать детям шанс больше времени проводить на улице, общаться с ровесниками и заниматься тем, что им по-настоящему интересно. Родителям и педагогам не должно быть стыдно просить помощи у детей, выражая благодарность за содействие, учиться вместе с ними и от них, примеряя на себя не только роль учителя, но и ученика.
Лучший способ научить ребёнка - стать для него примером: будьте активны и открыты новому, уделяйте внимание физическому труду и самосовершенствованию. Дети, видя активность родителей, естественно будут стремиться следовать их примеру.
Создавая среду, где рост и развитие поощряются через простые, но значимые действия, родители и педагоги могут вдохновить детей на поиск и реализацию собственных интересов и талантов без нагрузки излишними занятиями. В каждом моменте и действии скрыт потенциал для обучения и развития, и для его раскрытия не всегда требуются значительные траты денег.