Легендарный Генри Форд создал не только конвейер, положив начало серийному производству машин, но и удешевил стоимость конечного товара. Из атрибута роскошной жизни автомобиль превратился в доступную для каждой семьи технику.
Так дела обстояли в развитых странах в бюджетном сегменте, а параллельно развивался мир дорогих автомобилей, все более быстрых, безопасных, шикарных и дорогих. А ведь авто требует и дополнительных затрат: ремонт, страховка, обслуживание (смена масла, шины по сезону), бензин, налоги и сборы. Поэтому не во всех странах покупка машины доступна каждой семье.
Покупка автомобиля
Стоимость одного и того же автомобиля разнится в зависимости от социально-экономической ситуации в конкретном государстве, экологической и транспортной политики страны, ведь изначально цена на авто у завода-производителя одинакова для всех.
Например, власти
Сингапура добавляют к изначальной цене транспортного средства до 200-250%. Будущий автовладелец оплачивает регистрационную пошлину, экологический сбор, страховку, таможенную пошлину, покупает лицензию, подтверждающую право на владение авто (можно купить максимум на 10 лет на 1 машину).
Добавьте к этому платные дороги. Это делается для того, чтобы сократить количество личного транспорта на дорогах страны, ведь богатые сингапурцы не ограничиваются покупкой 1 машины на семью. Единственный эффективный способ разгрузить местные улицы и дороги - экономическое воздействие. Кроме усилий по сокращению машин, местные власти предпринимают меры по улучшению работы общественного транспорта, который становится заменой авто в городах. Многие азиатские страны ведут похожую политику - Малайзия, Индонезия.
А вот на Кубе стоимость авто кажется высокой из-за бедности местных жителей. Многие десятилетия после революции местные жители имели право покупать только подержанные машины, холили и лелеяли свои «ласточки», которые стоили на острове гораздо выше их реальной стоимости. Счастливые владельцы ретро-автомобилей ухаживают за ними, сдают их в аренду туристам. С 2014 года рядовые кубинцы могут покупать новые машины, но налоги на автомобили высоки (включая налог «на роскошь»), как и цены, которые устанавливает единственный продавец - государство. Результат - даже авто старше 50 лет стали недоступны их бывшим владельцам. Сегодня авто стоимостью 20 тыс. долларов на Кубе можно будет приобрести за 160-200 тыс., при этом зарплата кубинцев редко переступает порог 50$/мес.
Трудности с парковкой
Каждый вечер многих из нас ждут долгие поиски места для парковки около дома, а многих ещё и утром около офиса, днём - возле школы и т. д. И это объединяет жителей
Нью-Йорка,
Парижа,
Милана,
Токио и сотни городов поменьше.
Парковка занимает не только время, но и деньги: в Нью-Йорке цена парковочного места может равняться стоимости аренды жилья, а стоимость парковки - от 25$/ч. до 900$/мес. Для многих стоимость аренды складывается примерно в равных долях из стоимости аренды жилья и цены за парковочное место.
Любопытный факт: приобрести собственное парковочное место в Нью-Йорке можно на аукционе. Стоимость парковочных мест в фешенебельных районах доходит до 1,5 млн. долларов, но есть и более бюджетные варианты - в Бруклине можно найти место за 400 тысяч. Гаражи и места на уличных парковках продолжают дорожать, поэтому машина остается затратным приобретением и в благополучной Америке.
Такая же проблема ждет
лондонских водителей - очень дорогая парковка. Почти 9 миллионов местных жителей и миллионы туристов ежегодно делают город всё дороже - за 2 часа стоянки придется заплатить 25£, а за месяц - 900£. Парковочное место рядом с Гайд-парком на аукционе 2014 года стоило 600 тысяч фунтов стерлингов, а парковочное место в Южном Кенсингтоне рядом с Королевским Альберт-Холлом было продано тогда же за 680 000£.
Цена на бензин
Будущее наступило: технологии продвигаются колоссальными темпами, даже государства-нефтяные гиганты теряют свои привилегии из-за мирового падения цен на «чёрное золото» - а мы по-прежнему заправляем баки бензином. Электромобили пока не пользуются популярностью: инфраструктура зарядок не развита, а скорость электромобилей не сравнится с авто на бензиновых двигателях. Но пока мы по-прежнему заезжаем на заправку, бензин остаётся существенной статьёй расходов автолюбителей.
Самый дорогой бензин в Гонконге - литр бензина стоит здесь 2,1$. Чуть меньше бензин стоит в
Норвегии,
Монако, Исландии - 2$. Во всех этих странах высокий уровень жизни, высокая средняя зарплата, так что такие цены объяснимы и посильны жителям. А вот в стоимость топлива в 1,8$ в Центральной Африканской Республике делает авто недоступным для рядовых граждан, которые не могут порой позволить себе продукты, одежду и лекарства.