Кто на самом деле правит Мексикой? История наркокартелей

Nov 10, 2023 11:00


Когда речь заходит о южном соседе США, некоторые представляют себе нищету, кактусы, текилу, банды на улицах, государственную коррупцию и всесильных наркобаронов, в то время как другие не согласны: тут сложная структура общества, богатая история, современная многоукладовая экономика, высочайший потенциал промышленности. И все будут правы.



Наркобарон Пабло Эскобар


Куст баксов

Одна из традиционных местных культур, возделываемых ещё с древности - кока. Из её листьев синтезируют наркотик кокаин, который очень популярен в регионе и у северных соседей - в США, где проживают 20 с лишним миллионов «потребителей». Среди европейцев тоже много желающих, но тут возникают сложности, связанные с дороговизной: непросто взять и привезти кокаин в Европу.



Вообще, производство этого вещества в основном сосредоточено в трёх латиноамериканских государствах - Боливии, Колумбии и Перу, где условия оптимальны для выращивания коки. Раньше зависимых тут не было, но последние годы ситуация меняется. Это связано с тем, что средством платежа за доставку товара чаще всего выступает натурпродукт, а не деньги.

Доставка до 90-х пролегала по Карибским островам, но с началом девяностых этот маршрут перестал быть доступным, США предприняли колоссальные усилия, чтобы перекрыть его как можно более надёжно. После того, как каботажные перевозки в регионе стали невозможными, транзитной страной стала Мексика и её южные соседи. Через этот маршрут в настоящее время идёт 90% трафика. По некоторым данным, это примерно 950 тонн.

В общем, именно местоположение Мексики между потребителем и производителем наркотиков и стало залогом её нынешнего статуса мирового кока-центра. И не подумайте, что речь о кока-коле.

Для транзита в Мексику по-прежнему пользуются морским способом, к которому также добавилась авиация. На лёгкомоторные самолёты местных линий - авиетки - много не влезет, зато их не отследит ни один радар. При этом сесть такой самолётик может даже на необорудованную полосу. А их в одной Никарагуа несколько сотен, в Гватемале 820, в Сальвадоре - 300.



Авиетка самолёт

Южнее, в Венесуэле, поставки контролируются картелем «Лос Солес», который состоит из военнослужащих армии Венесуэлы, а руководителем там - человек из ближайшего окружения Мадуро.

Короли и капуста

До девяностых в регионе безраздельно правили колумбийцы, которым затем пришлось уступить власть идущим по следу мексиканцам, которые быстро заняли главенствующие роли.

В девяностые в Мексике правили двадцать серьёзных общенациональных картелей и сотни более малочисленных группировок, причём выручка за год нередко превышала 25-30 миллиардов долларов - это примерно бьётся с экспортной выручкой страны от экспорта.



Наиболее серьёзные позиции имели тихуанская и суаресская группы и концерн «Синалоа». Сейчас они выросли в полноценные транснациональные преступные… корпорации. В распоряжении наркоторговцев -десятки авиаузлов, порты и вся остальная инфраструктура.

Каждый год в стране отмывают десятки миллиардов долларов наркотических доходов, причём для легализации используются обменники и мексиканские банковские организации.

Бандиты давно поросли собственностью, они «держат» отели и торговые центры в южноамериканских странах, которые и служат для легализации преступных доходов. Специалисты полагают, что один «Синалоа» контролирует активы стоимостью свыше 20 миллиардов долларов. Преступники неспешно осваивают новые рынки, предпочитая действовать переговорным путём, хитростью или коррупцией, крайне неохотно прибегая к насильственным способам.

Другой подход демонстрируют «Гольфо» и пошедшая на откол группа «Лос Сетас», которая стремительно выросла благодаря покровительству мексиканского армейского спецназа и в настоящий момент «держит» дюжину штатов.

Тут насилие, напротив, ставится во главу угла. Уничтожив или обескровив конкурентов, они устанавливают на территории «оккупационный режим» и не терпят компромиссных решений. Чтобы они не понадобились, расправы над оппонентами всегда проводились с особой жестокостью. Нередки акции запугивания местных жителей.



Колоссальные прибыли делают борьбу особенно жестокой и яростной, в особенности после того, как президент Кальдерон пятнадцать лет назад привлёк к борьбе с наркомафией армию.

Правда, решить проблему это не помогло - на место одних, только что истреблённых группировок тотчас вставали другие. Криминальные войны росли и ширились. Всё вылилось в кровавую борьбу за власть между новыми группировками.

В итоге наиболее успешные стали осваивать международные рынки, начав с центральноамериканских государств. Выбор обусловлен тем, что в некоторых из них центральная власть в принципе не контролирует происходящее на доброй половине территории. Так что что там происходит - никого не заботит, а если и заботит, то сил справиться с проблемой нет.



DEA - Управление по борьбе с наркооборотом США

Мексиканским криминальным авторитетам удалось нагнуть не только Центральную Америку, но и заметную часть Южной: они держат перуанские порты и южные провинции Эквадора.

Вернёмся к Мексике. Отсюда наркотики переправляют собственно в США. Львиная доля идёт вдоль побережья Тихого океана через местные порты. Применяют также позаимствованные у палестинских арабов подземные проходы, ставшие особенно актуальными после строительства стены на границе США и Мексики.

Следует отметить, что в инфраструктурном плане в Новом Свете всё организовано на порядок лучше, чем в Старом: это не просто дыра в земле, а неплохое и весьма надёжное сооружение, имеющее вентиляцию и освещение.

Когда представители погранслужбы США стали снабжать забор датчиками, распознающими движения под землёй, предприимчивые латинос стали пользоваться для доставки товара «воздухом», забрасывая «бомбочки» с наркотиками при помощи катапульт. А на севере их уже в боевой готовности ждали американские партнёры.



Меньшее количество кокаина отправляют в Европу, причём делают это через африканские страны, а затем - итальянские и испанские порты, где кланы Мексики смогли найти общий язык с местной оргпреступностью.

С недавних пор дельцы проявляют интерес и к другим веществам, помимо кокаина. Например, мода на опиаты и героин вызвала заметный рост интереса - настолько серьёзный, что группировки стали делать героин, тем более что мексиканские условия замечательно подходят для выращивания опийного мака.

Коль скоро зерно упало на благодатную почву, мексиканцы очень быстро стали одними из первых по части выращивания опия в мире. К примеру, в 2020 году площадь посевов достигла 52 тысяч гектар - рост к 2005 году составил 1700%. Продукция местных «мастеров» отличается высочайшим качеством, а цены удаётся держать сравнительно низкие - за счёт того, что рынки сбыта близки к производственным площадкам.



Местные пейзане выращивают кусты и получают сырьё - опиум, который в дальнейшем используется для производства модного наркотика. Местные жители не остаются внакладе: за кило оптовики дают до тысячи долларов, что намного больше возможных барышей от выращивания законных сельхозкультур. С гектара собирают 8-10 кило опиума, после чего на выходе выходит кило героина высокого качества.

Сможет ли Мексика когда-нибудь избавиться от этого наркотического ярма?

политика, Путешествия, безопасность, закон, Отдых, тюрьма, преступность, экономика, мексика

Previous post Next post
Up