Бедные и богатые… дети: как отличается ЕГЭ и поступление

Sep 20, 2023 06:00


Образование в России декларируется как в равной мере доступное для всех граждан вне зависимости от социального уровня. Но так ли это на самом деле. Предлагаем вам взглянуть правде в глаза и прочитать эту статью.




Высшее - как норма

В современной России высшее образование является символом успешности и социального статуса. Для многих людей, независимо от социального положения и финансовых возможностей, получение диплома вуза стоит в числе жизненных приоритетов. Но реальность такова, что хотя многие мечтают об учебе в престижном вузе, не у всех есть возможность это осуществить.



Для обеспеченных семей, у которых исторически сложилась традиция получения высшего образования, отсутствие университетского диплома может быть воспринято как социальный провал. В контексте таких семей нет альтернативы высшему образованию.

Однако для семей, где ресурсы ограничены, выбор в пользу среднего профессионального образования (СПО) становится более реальным и практичным.

Сергей Малиновский и Екатерина Шибанова, эксперты лаборатории "Развитие университетов", провели исследование, целью которого было выявление барьеров, с которыми сталкиваются представители разных социальных слоев при поступлении в вузы.



Оказалось, что в то время, как менее обеспеченные абитуриенты переживают по поводу доступности бюджетных мест и возможности оплатить обучение, представители более обеспеченных семей беспокоятся о мотивации и устремлениях своих детей к обучению.

Интересным выводом стало то, что ключевой момент, определяющий дальнейшие образовательные возможности молодого человека, приходится не на этап сдачи ЕГЭ, а на выбор после окончания девятого класса. Это переломный момент, когда многие решают, следовать ли пути образования или выбрать другой жизненный путь.

Двойной агент высшего образования

В России высшее образование выполняет сложную миссию: с одной стороны, оно открывает двери для социального восхождения, предоставляя индивидам возможность повысить свой социальный статус и улучшить качество жизни.



С другой стороны, система высшего образования отражает и, возможно, усиливает уже существующие в обществе социальные дисбалансы и различия.

Неоспоримым фактом является то, что высшее образование в России давно стало доступным для широких масс. Это подтверждают статистические данные, которые показывают, что Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по уровню охвата населения третичным, или высшим, образованием.

Такой высокий показатель в значительной степени обусловлен тем, что многие молодые люди продолжают свою учебу в профессиональных колледжах и техникумах.



Однако, если рассматривать только уровень доступа к образовательным программам университетов, картина не выглядит такой радужной. Россия находится где-то в середине мирового списка по доступности университетского образования.

То есть, хотя высшее образование действительно массово, не каждый может позволить себе обучение в ведущих вузах страны, что подчеркивает социальное расслоение в области образования. Таким образом, хотя высшее образование потенциально может стать инструментом социальной мобильности, существующие барьеры делают этот путь непростым для многих.

Объект возжелания и гордости

Высшее образование в России остается объектом национальной гордости и ключевым приоритетом для большинства семей. Согласно данным Мониторинга экономики образования, аж 80% родителей выразили желание, чтобы их дети завершили учебу с вузовским дипломом в руках. Интересно, что такие амбиции у семей коренятся как в исторических традициях, так и в экономических реалиях.



На фоне советского наследия, когда государственная система ценила всеобщий доступ к образованию и ставила его во главу угла социальной политики, сформировалась устойчивая система ценностей, при которой образование рассматривалось как важнейший атрибут социального подъема.

Эта идея только укрепилась в 1990-х, когда Россия вступила в эру рыночных отношений, и диплом стал своеобразным "пропуском" в успешную жизнь в условиях новой экономической реальности.



Мотивация, побуждающая родителей стремиться к высшему образованию для своих детей, универсальна и пронизывает все слои общества.

Вне зависимости от социального статуса или экономического положения, люди считают, что вузовский диплом дает лучшие шансы на трудоустройство с высокой зарплатой, позволяет стать профессионалом, который будет востребован на рынке, и создает условия для реализации карьерных амбиций. Таким образом, образование видится многими как надежный мост к успешной и стабильной будущности.

Препятствия пути

Высшее образование в России стоит перед рядом вызовов, включая экономические и социокультурные. Во-первых, экономические барьеры чаще всего беспокоят менее обеспеченные слои населения. Здесь речь идет о высокой стоимости платного образования и ограниченности бюджетных мест.



С другой стороны, в более состоятельных семьях проблемой может стать недостаточная мотивация детей к учебе.

Правительство России в последние годы активно работает над перераспределением бюджетных мест в пользу регионов. Однако демографические изменения, сочетаясь с концентрацией вузов в крупных городах, создают дополнительные трудности.

К тому же, стоимость платного обучения в России может быть сравнима со стоимостью обучения в ведущих зарубежных университетах, но при этом российская система не предлагает такого же разнообразия инструментов финансовой поддержки. Образовательные кредиты редки, и платное обучение не предполагает получение стипендии.

Парадокс заключается в том, что, несмотря на массовое стремление получить высшее образование, большинство граждан считает, что образование должно быть бесплатным. Родители готовы вкладываться дополнительно только при очевидном повышении качества образования.

Одним из ключевых выводов исследователей является то, что решающий момент в плане образовательной траектории происходит еще до поступления в вуз.



Роял Холлоуэй, Лондонский университет

После окончания 9 класса семьи сталкиваются с важным выбором: направить ребенка в старшую школу или же в СПО. Этот выбор во многом зависит от социально-экономического статуса семьи. Так, более состоятельные и образованные родители часто ориентируются на гимназии, лицеи и, впоследствии, топовые вузы.

Менее обеспеченные семьи могут выбирать в пользу профессионального образования, несмотря на общепринятое значение высшего образования. В этом контексте социальный фон родителей становится решающим фактором в определении образовательной судьбы их детей.

Рекомендации

Образование является ключевым элементом для социальной мобильности и устойчивого развития общества. Однако неравномерное распределение ресурсов и возможностей приводит к расслоению, которое может иметь долгосрочные негативные последствия для нации.



В современном мире, где знание - это валюта будущего, необходимо уделять особое внимание равномерности доступа к качественному образованию. Рекомендации, направленные на снижение этого расслоения, включают в себя следующие меры:

Повышение осведомленности: Необходимо активно информировать граждан о возможностях и перспективах, которые предоставляют различные уровни и формы образования. Публичные кампании, семинары, вебинары и другие платформы могут помочь в распространении этой информации.

Интеграция образовательных систем: Слияние или укрепление связей между средним профессиональным (СПО) и высшим образованием может помочь студентам легче переходить из одной системы в другую, упростив траекторию их образования.



Финансовая поддержка: Одним из крупнейших барьеров для многих является стоимость образования. Введение дифференцированной оплаты, основанной на финансовых возможностях семьи, может сделать образование более доступным.

Кроме того, предоставление государственной или частной финансовой поддержки студентам, обучающимся на коммерческой основе, также может стать эффективной мерой. Это может включать в себя образовательные кредиты, стипендии или субсидии..

саморазвитие, студенты, богатство, деньги, советы, психология, поступить в топовый вуз, образование

Previous post Next post
Up