Отсутствие молодых преподавателей в учебных заведениях РФ стало проблемой, которую подтверждают почти все эксперты.
Институт МГПУ провел анализ карьерных траекторий новых преподавателей в нескольких регионах России, включая Москву, Воронежскую область, Бурятию и Красноярский край. Исследование включало опрос более 3000 преподавателей моложе 35 лет с опытом работы до 5 лет и свыше 750 директоров учебных заведений.
В дополнение к этому были проанализированы официальные данные о 574 московских школах за период с 2020 по 2022 годы.
Основной вывод исследования заключается в том, что главной проблемой не стало привлечение выпускников педагогических вузов в школы, а скорее сохранение их в отрасли.
Сколько в России занятых молодых учителей?
Согласно проведенному исследованию, можно сделать некоторые выводы относительно нехватки молодых учителей. Данные, полученные из Москвы показывают изменение процента молодых преподавателей в школах с 2020 года.
Что касается других регионов, исследование предоставило только мнения директоров образовательных учреждений в период проведения опросов (зима 2022-2023 года).
Результаты исследования как для Москвы, так и для мнения директоров школ, показывают, что примерно 7% преподавателей являются молодыми специалистами. В столице этот показатель несильно увеличился с 2020-го - с 5% до 5.5%.
В других частях РФ многие директора отметили, что у них в школах доля молодых учителей составляет около 4%. В то же время руководители школ во всех регионах согласны с тем, что оптимальным было бы, если бы доля начинающих учителей составляла от 15% до 30% от общего числа преподавательского состава.
Почему сложилась такая ситуация?
Причины дефицита молодых учителей могут быть разными. Судя по данным, в Москве не прослеживается отказ выпускников педагогических вузов от профессии учителя.
Возрастная структура молодых преподавателей в московских школах указывает на то, что преобладающее число молодых учителей - выпускники вузов от 22 до 24 лет. Однако специалисты старше 27 лет, которые имеют стаж до 5 лет, представлены в муниципальных школах только небольшим количеством.
Вероятно, к этому возрасту учителя уже накопили профессиональный опыт и перестали быть новичками? Однако данные о стаже показывают, что молодые учителя просто покидают школьную сферу после нескольких лет работы.
Расстановка молодых преподавателей почти не поменялась с 2020-го. Например, 80% молодых учителей с опытом работы менее года, которые работали в московских школах в 2020 году, уже покинули профессию к 2022 году.
В противном случае процент учителей со стажем от одного до трех лет увеличился бы. Наибольшее количество увольнений приходится на прошедший год - более 1500 случаев.
На территории Москвы практически отсутствуют случаи, когда люди переходят в педагогику после 30 лет с опытом работы в других областях.
Причины отказа от работы
Проблема мотивации педагогов для ухода из школьной сферы может иметь различные причины.
Одна из возможных гипотез состоит в том, что молодые учителя изначально не сильно привязаны к профессии: они могут выбирать педагогические учебные заведения из-за низких требований по баллам и находят работу в школе, так как это всегда предлагает стабильное трудоустройство, а затем уходят, когда появляются другие карьерные возможности.
Однако результаты опроса, проведенного в рамках исследования, в некоторой степени опровергают эту гипотезу. Большинство опрошенных утверждают, что выбрали педагогическое образование самостоятельно: либо потому что стремились стать учителями, либо потому что считали, что педагогическое образование открывает много возможностей для трудоустройства, не только в школьной сфере. Однако последний вариант встречается чаще во всех изученных регионах (за исключением Воронежской области).
Исследование указывает на то, что основные мотивы для выбора профессии учителя у молодых специалистов в разных регионах во многом совпадают. Это говорит о том, что общие ценности и цели, связанные с этой профессией, не зависят от конкретного географического положения.
Конфликт между учителями
Заинтересованность в труде со школьниками и к профильному предмету, шанс реализовать свой потенциал и стабильная работа - эти факторы ключевые для большинства молодых учителей.
Важно отметить, что, несмотря на различия в географическом положении и экономической ситуации, многие из этих мотиваций являются общими для всех учителей. В Москве, где заработная плата учителей, как правило, выше, чем в других регионах, это также значимый мотив. В то же время в Воронежской области и Красноярском крае большое значение придается удобству рабочего графика.
Для начинающих педагогов Воронежской области, Бурятии и Красноярского края основные препятствия связаны с низким окладом и избыточной бюрократической нагрузкой. В столице, несмотря на то, что вопрос оплаты труда для новых специалистов менее актуален (платят лучше), взаимоотношения с учащимися и их родителями вызывают значительные трудности.
избыточная бюрократическая нагрузка у учителей
Недостаточное общественное признание профессии также может стать причиной для ухода из педагогики. Эксперты указывают на гендерное неравновесие среди молодых преподавателей как на доказательство этого факта. В частности, в 2022 году в московских школах только 18% новых педагогов были мужчинами (что считается относительно высоким показателем, учитывают, что в 2019 году 87% преподавательского состава в России были женщинами). В областях, которые общество считает престижными, доля мужчин обычно больше.
Среди прочих проблем исследователи выделяют нехватку методологической поддержки для начинающих педагогов. Так, более 75% респондентов во всех областях подчеркивают, что их профессиональный рост во многом зависит от системы помощи молодым специалистам. Однако более трети указывают на отсутствие такой системы в их учебных заведениях: можно обратиться за советом к более опытным коллегам, но это и все.
К тому же неопределенность карьерных путей становится серьезной проблемой для молодых учителей. Они обычно видят свою карьеру как продвижение по административной лестнице в государственной школе (то есть стремление стать заместителем директора или директором), осуществление собственного предпринимательского проекта в образовательной сфере или получение профессионального признания через победы в конкурсах и разработку уникальных педагогических методик.