Многим известна история, произошедшая в зеленоградской школе: ученик неоднократно выводил из себя учителя, педагог выводил хулигана из класса, за что сам же поплатился. Родители выдвинули обвинения в применении физической силы, и педагог был вынужден уволиться. Эта ситуация показательна: школьные преподаватели бессильны перед современными детьми и их родителями.
Педагоги отмечают, что у них нет рычагов давления на хулиганов, прекрасно знающих об этом и пользующимися данной ситуацией. По правилам безопасности преподаватель не имеет права даже выгнать ребенка из класса, а тем более отчислить. Более того, специальные учреждения для «проблемных» детей упраздняют.
Ситуация тупиковая. Родители ведут себя все более радикально, угрожают жалобами, обвиняют учителей. Доводить преподавателя стало чем-то вроде тренда: подростки провоцируют педагога, снимают на видео его реакцию и выкладывают в сеть.
Что не так с зеленоградской историей?
Прибегнув к помощи эксперта - сопредседателя учительского профсоюза Всеволода Луховицкого - разбираемся, насколько ситуация, произошедшая в Зеленограде, однозначна. Действительно ли учитель вместе со школьной администрацией бесправен?
Всеволод Луховицкий
Есть вопросы к действиям администрации: ситуация длилась месяцами, но никаких мер предпринято не было. В таких случаях можно предположить, что у директора есть свои причины: желание избавиться от учителя, боязнь влиятельного родителя.
Если этот ученик выделяется из всего класса, где преобладают прилежные воспитанные дети, то почему они не вмешались? Следовало объяснить однокласснику правила поведения. Если педагог обладает авторитетом, он получит поддержку: непременно к этому подключатся ученики, родители.
Была ли беседа с мамой хулигана? Родители теперь вступаются за преподавателя, но было бы правильным напрямую поговорить о проблеме. Это же мог сделать сам педагог. Если ему не оказали должной поддержки, может, дело и в нем?
А как же помощь коллег? Учителя должны объединяться при возникновении проблемных ситуаций, поддерживать друг друга, отстаивать коллег. Ведь все должны быть заинтересованы в устранении проблем дисциплинарного характера.
Что может сделать школа?
Всеволод Луховицкий утверждает, что первым делом с мамой нарушителя должна поговорить школа, порекомендовать сменить учебное заведение. Также немаловажным фактором является общая школьная атмосфера: там, где все дружны и организованы, хулиган почувствует себя дискомфортно, не сможет вести себя так, как хочется.
Подобные конфликты желательно решать внутри школы: собрать комиссию с учениками, сотрудниками, которые могли бы выступить свидетелями ситуации. Так что проблема не в том, что у учителя полностью отсутствуют права (на самом деле они есть). Тут более глобальная закавыка.
Сегодня школьный директор находится в незавидном положении: он за все отвечает, но при этом в любой момент на него могут пожаловаться в департамент, и его незамедлительно уволят. Из-за этого руководители школ уязвимы, подвержены давлению тех, кто окажется сильнее. Если бы с ним заключали договор на определенный период, то директор был бы более уверен, принимая какие-либо решения.
Все-таки можно ли выгонять с урока?
На самом деле - да . Внутри школы могут быть установлены свои меры воздействия на поведение учащихся. Это должно быть прописано в школьном уставе. Можно временно отстранить от учебы проблемного ребенка. Однако данные методы подходят для школы с хорошим, сильным коллективом.
Причиной бесправия учителей является их же терпеливость: по вопросам нагрузки, зарплаты и других условий труда. Многие сотрудники школ привыкли, что они всем должны, что они несчастны и это не изменить. Чаще они просто жалуются, чем предпринимают попытки исправить ситуацию. Педагоги живут с убеждением, что они никому не нужны, никто не станет им помогать. Это чувствуют дети, которые, увы, иногда охотно пользуются слабостью.
Какие есть идеи?
Вопрос соблюдения школьной дисциплины, вероятно, требует несколько креативных подходов: бонусы, баллы за высокую успеваемость и хорошее поведение. Возможно, нужно не столько наказывать за нарушения, сколько поощрять за успех, между кнутом и пряником выбирать второе.