Всего в нашей стране работали почти 900 ресторанов сети Роналда Макдональда, расположенные в 63 субъектах Федерации.
Большая часть находилась под управлением американцев, но примерно 130 работали в рамках франшизы с тремя отечественными фирмами:
- «Развитие.Рост»,
- «Региональная сеть предприятий общественного питания»,
- «ГиД».
Последняя организация принадлежала Александру Говору, нефтяному магнату средней руки из восточносибирского Новокузнецка. Именно ему в конечном итоге достались все рестораны сети в
России.
Что с ними будет теперь - вопрос открытый. Сам Говор утверждает, что «Макдональдс» - это специфическая философия быстрого питания. И, коль скоро это старейшая в России сеть, появившаяся более 30 лет назад, на вечерней заре перестройки, отрицать факт превосходства как минимум глупость. И нелепость. Тут нужно не стесняться, а испытывать гордость, не городить михалковщину на ровном месте, а адаптировать имеющиеся лучшие образцы, пытаться их усовершенствовать или, как минимум, адаптировать к новым обстоятельствам. И постараться при этом не испортить.
Такое отношение внушает осторожный оптимизм.
Впрочем, Говор занимался управлением 25 точек в Сибири. По его словам, они были убыточными, только в 2020-2021 году стали показывать прибыли.
Почему именно ему достался бизнес, понять сложно. Вероятно, всё дело в том, что он имел дело с франшизой уже 7 лет, а до того вёл предпринимательскую деятельность с середины 90-х и, несмотря на это, сохранил лояльность к государственной машине. В частной империи Говора - не только рестораны, но и рынки, сеть АЗС, в прошлом - девелоперские проекты и нефтеперегонный завод.
Сумма сделки не раскрывается, но при рыночной стоимости в феврале в 75 миллиардов рублей (и даже после падения в марте до 30 миллиардов) речь идёт, скорее, о чисто символических значениях. Может быть, ему даже продали всё это добро за рубль. По неподтверждённым данным, бенефициаром выступает не сам Говор, а те, кто финансировал осуществление сделки и проводил реструктуризацию при участии «Совкомбанка». Это достаточно стандартная ситуация, хотя она и осложняется тем, что банк находится под государственными санкциями со стороны США, а это означает запрет на сделки. Любые - в том числе и выход из активов (нужно либо получать специальное разрешение финмониторинга США, либо списывать активы на убыток, что является достаточно неприятным решением).
Так что, вполне вероятно, что это национализация, просто специфическая.
Есть также вероятность, что сделка была фикцией с целью обхода санкционных ограничений и минимизации репутационных рисков: McDonald’s вроде как ушёл, но на деле остался выгодоприобретателем, действующим через систему прокладок.
Есть ещё одна условность: основной конкурент сети, «Бургер Кинг», не ушёл и никуда с российского рынка не собирается; они даже заместили импортную газировку на всевозможный «Байкал» с «Колокольчиком».
Так что в случае с «Макдаком» в один прекрасный момент не следует исключать обратного выкупа - тем более что такое условие прописано в соглашении с Говором. Оно и понятно: рынок у нас неплохой. Не такой ёмкий, как в
США, но первый в Европе. Глупо просто игнорировать его из-за политических условностей.
Важно отметить, что, несмотря на ребрендинг, Говор немало делает, чтобы сохранить сеть. Так, он пообещал в течение двух лет не сокращать сотрудников и не разрывать контракты с поставщиками.
О меню
Напоследок - о содержании. Если форма претерпела изменения, то меню осталось прежним процентов на 90%. Пришлось поменять поставщиков мясной продукции - её раньше ввозили из латиноамериканских государств. Кофе также пришлось сменить.
Есть и трудности - лецитин, специфический крахмал, придающий булке при поджарке хрустящую корочку, ввозили напрямую из США. Будут ли это делать и впредь, пока не ясно, равно как неизвестно, можно ли производить это сырьё в нашей стране и на каких условиях.
Отдельная проблема - напитки. С 16 июня корпорация Coca-Cola приняла решение закрыть российские подразделения и перестать торговать напитками своего производства в Российской Федерации. Потому с напитками ситуация такая же, как и с кофе, нужно подыскивать замену. При этом подменять «Колу» каким-нибудь «Буратино» никто не хочет - всё же это совсем другой вкус, уровень и качество продукции.