Начало богатой театральной школы
России положили крепостные театры, которые располагались не только в столичных городах, но и в частных поместьях. Давайте познакомимся с ними поближе!
Рождение артиста
Начиналось все с того, что помещики лично отбирали талантливых крестьян, которых затем направляли на обучение к профессионалам. Наиболее успешные крепостные артисты могли стоить целое состояние и являлись гордостью владельца, их обучение стоило недешево и к нему подходили со всей серьезностью.
Что двигало помещиками?
Одной из причин популярности крепостных театров была мода и возможность похвастаться перед соседями. Помещик мог даже неплохо заработать на билетах, если ему удалось собрать действительно талантливую труппу, которую было не стыдно показать в Петербурге. К тому же известность в разы увеличивала стоимость таких крестьян, их всегда можно было выгодно продать. На зарплату крепостных артистов не брезговали идти и вольные граждане империи - это о многом говорит.
Искусство и жестокость
Несмотря на свой статус, актеры оставались крепостными, а значит, полностью принадлежали владельцу.
Он мог выпороть их за неудачный спектакль, заставить танцевать голыми или сделать из артисток личный гарем. Все это было известно, но воспринималось, увы, в соответствии с духом времени.
Лучшие театры
Самым богатым и профессиональным считался театр в шереметьевских поместьях Кусково и Останкино. Иностранцы считали шереметьевские спектакли превосходящими даже европейские постановки!
На сцене одновременно могло находиться до 500 актеров, спектакль оснащался профессиональными декорациями и костюмами, композиторы писали для них музыку. Для лучших театров строились специальные помещения, чтобы поразить зрителя, использовались хитроумные сценические механизмы, яркие декорации и спецэффекты.
Искусство не для всех
Личное владение театром позволяло помещику самому решать, кого он будет пускать в качестве зрителей. Это необязательно означало, что вход для простых людей был закрыт, но исключало из театральной жизни тех, кто не угодил хозяину.
Когда все это закончилось?
С подписанием Манифеста об отмене крепостного права крестьяне стали создавать собственные труппы, а крепостные театры пришли в упадок и вскоре перестали существовать. Однако успели дать задаток будущему драмы в России и воспитать множество действительно талантливых актеров!