Как жилось воспитанницам из Смольного института благородных девиц? Историческая экскурсия

May 13, 2023 09:00


Однажды в России появилось новое поколение женщин, которые получили прозвище «институтки» или «кисейные дамы», ведь они были одеты в выпускные наряды из кисейной ткани. Они были известны своей детскостью, сентиментальностью и эксцентричностью, их эмоции были яркими, бурными и часто неожиданными. Правда, многие их поведенческие особенности могут быть объяснены тем, что они были изолированы от общества на протяжении многих лет.





О ком же идет речь? Вы наверняка догадались!

Мовешки и Парфетки на службу у государства

В 1764 году на территории Петербурга возникло Общество благородных девиц, которое позже превратилось в Смольный институт - первый университет для женщин в России. Создание этого учреждения было настоящей революцией, учитывая, что до этого времени образование для женщин не было приоритетом вообще.



В указе императрицы Екатерины II указывалась задача создания института - подготовка образованных девушек, которые были бы хорошими матерями, полезными членами семьи и общества, способными служить государству. Институт продолжал свою деятельность до 1917 года, даже когда дух Просвещения постепенно угасал.

Студентки Смольного института были разделены на две категории: «парфеток» и «мовешек».

  • «Парфетки» - это те, кто были идеалом в любом аспекте: они были идеальны в своем поведении, умели вести себя вежливо, изящно кланяться и всегда сохранять правильную осанку.
  • «Мовешками» же называли тех, кто не обладал этими качествами. Их могли так назвать из-за небрежностей в своих делах: громкие разговоры, порванные чулки или непослушные волосы. В том времени, когда дисциплина была строгой, умение обойти правила было поистине наукой.

В Смольном институте физические наказания были запрещены, но нарушителям учебного режима устанавливались строгие меры: замена тканого передника на особый тиковый, пересадка за отдельный стол в столовой, где нужно было стоять во время еды, или принуждение к неподвижному стоянию посередине столовой во время трапезы.



Некоторые ученицы нарочно нарушали установленные правила, и такие «безбашенные» мовешки были часто даже более интересны, чем их идеальные сокурсницы-парфетки!

Институтская форма

Цвет формы зависел от возраста учениц. Младшие носили коричневатые платья с передником белого цвета, средние ученицы носили синие платья, а старшие - белые с фартучками зеленого цвета. Одежда пепиньерок, которые оставались в институте после завершения базового курса, чтобы «дорасти» до статуса классных дам, была серого цвета.



Многие девушки получали образование в Смольном институте благодаря стипендиям от частных лиц - такие студентки носили на шее ленточку в цвете своего благодетеля. Например, у подопечных государя Павла I ленты были голубого цвета, а учениц, которых содержали предприниматели Демидовы, оранжевые, ученицы Салтыковых носили малиновые ленты.

Все остальные женские аксессуары хранились в шкатулках или скрывались на груди.

Старые и некрасивые преподаватели, увы

Преподаватели в Смольном институте были строго отобраны - это были женатые мужчины, желательно пожилые, часто с какими-то внешними недостатками.



Они были уважаемы и ценились, не допускали приставания со стороны учениц. Тем не менее ученицы часто выражали свое почтение подарками, вышивкой их инициалов, молитвами за их благополучие.

Обожание кого-то было в порядке вещей в институте, особенно часто встречалось поклонение старшим ученицам или императору.

Как жилось в Смольном?

Условия проживания в общежитии были суровыми: температура не поднималась выше 16 градусов Цельсия, а матрасы были жесткими. Ученицам приходилось вставать в 6 утра, мыться ледяной водой и посещать до восьми занятий в день.



Только самые находчивые могли позволить себе «падать в обморок», чтобы немного отдохнуть в местной больнице. Зимой ученицам было запрещено наступать на снег, и аллеи Смольного были покрыты деревянными досками.

Девушки могли гулять более-менее свободно лишь раз в год, когда их отводили в Таврический сад, при этом всех людей заставляли уйти оттуда. Считалось большим подвигом, если ученица смогла пронести с собой снежок в здание.

Читать нельзя?!

В прошлом Смольный институт был местом, где чтение книг вне учебной программы было категорически запрещено: это было сделано для того, чтобы предотвратить появление «нежелательных» идей и защитить девушек-учениц от порчи нравов.



Для поддержания этой политики седьмая заповедь Божьего Закона («Не прелюбодействуй») часто заклеивалась бумажкой. Ученицам разрешалось читать только специальные издания классических произведений с большим количеством удаленных фраз.

Можно ли было видеться с родителями?

Встречи учениц с родственниками проходили по строгому расписанию и только на глазах свидетелей. Ученицам было разрешено видеть своих родных лишь в течение четырех часов в неделю, только по выходным, только при наличии воспитателей.

Девочки, которые проводили в институте много времени (с 9 до 18 лет), не имели возможности покинуть его стены, чтобы поехать домой. Кроме того, переписка с отцом и матерью тщательно контролировалась: все письма проверялись классными руководителями, чтобы избежать негативного влияния извне.



Однако сохранились свидетельства: чтобы отправить письма, которые не проходили цензуру, достаточно было дать денег экономке.

Родственники не могли забрать своих дочерей из института и прервать их обучение. Редкие встречи с родственниками проходили только с разрешения управляющих и были организованы таким образом, чтобы избежать нарушения установленного порядка.

Рацион



В прошлом Смольный институт предоставлял ученицам достаточно скромное питание без роскоши и излишеств. Рацион на день включал следующие блюда:

  • завтрак - хлеб, масло и сыр, каша на молоке или макарон, чай;
  • обед - бульон без мяса, мясо из супа (? Логика, однако…), пирожки;
  • ужин - чай и булка.

В дни поста, а также в среду и пятницу, рацион был еще более строгим: ученицам предлагали постные супы на крупе, маленький ломоть вареной рыбы (которую они часто называли «мертвечиной») и крошечный постный пирожок.

Однако ученицы могли немного разнообразить свой рацион, покупая дополнительную еду за свой счет, но доступна такая «роскошь» была, конечно, не всем.

саморазвитие, образ жизни, институт, факты, развитие, интересные факты, общество, история

Previous post Next post
Up