Недавно Ассоциация европейского бизнеса выпустила исследование, согласно которому за 2022 год российские автосалоны продали всего 5 миллиона автомобилей - показатель почти на 60% ниже, чем за 2021 год. Меньше продаваться стали и легковые, и коммерческие автомобили марок, которые продолжили сотрудничать с Россией.
Почти половину из проданных транспортных средств заняли внедорожники - владельцами таких машин за год стали 242 000 граждан. Количество проданных коммерческих автомобилей достигло 50 тысяч, а число пикапов не добралось и до 3.5 тысяч. Ассоциация европейского бизнеса также сообщила, что за три последних квартала россияне купили электромобили всего 330 раз.
Статистика показывает, что самое большое падение продаж пришлось на весну, а именно на май. В последние дни весны было установлено, что россияне купили автомобилей на 83% меньше, чем за этот же период предыдущего года.
Автосалон бу авто
В июне падение рынка зафиксировалась на 81%, однако в течение лета ситуация выправилась, и число проданных автомобилей стало расти: в период с июля по август россияне приобрели на 15-25% больше транспортных средств, чем летом минувшего года.
В сентябре рост вновь сменился обвалом, и из автосалонов выехало на 60% меньше автовладельцев в сравнении с сентябрем прошлого года. В первый месяц осени российские граждане приобрели почти 47 000 машин.
Влияние мобилизации
Авторы исследования сообщают, что количество проданных автомобилей в сентябре могло быть значительно выше, чем прошедшим летом. Количество покупаемых транспортных средств увеличивалось в течение всего месяца до 20 числа.
На следующий день Владимир Путин объявил о начале мобилизации на территории Российской Федерации, и статистика резко ухудшилась - от заключенных сделок купли-продажи россияне стали отказываться, а количество новых снизилось почти до нуля. Остальные направления бизнеса тоже замедлили свои темпы в сравнении с предыдущими месяцами.
Автомобильные дилеры стали публиковать отчеты, в которых появилось усредненное значение снижения продаж машин в сентябре относительно прошлых месяцев и 2021 года. Объем продаж новых моделей машин из салонов в сентябре снизился на 15-20% в сравнении с августом.
Продажи подскочили у «Автоваза» - согласно статистике, в сентябре 2022 года из салонов отечественной компании выехало 20.5 тысяч автомобилей, что на 20% больше, чем в том году. Однако за весь год российская фирма продала всего 120 тысяч авто - это на 55% меньше, чем тот же период в 2021 году.
Китай укрепляет позиции
Поскольку некоторые иностранные автопроизводители заявили об уходе с российского рынка транспорта, граждане
Российской Федерации стали обращать внимание на предложения китайских компаний.
Haval и Geely
Китайские марки машин вышли на рекордные позиции: сейчас количество проданных авто из
Китая достигло аж 30% от общей массы - таких показателей не было за всю историю присутствия производителей из Поднебесной на российском авторынке.
Почти 40% досталось автомобилям, произведенным под отечественными брендами «Лада» и «Нива». Оставшаяся треть распределилась между западными автомобильными компаниями, которые не прекратили свое сотрудничество с российским рынком.
Самыми популярными брендами из Китая стали Haval и Geely - за 9-й месяц 2022 года было продано 3400 и 2500 автомобилей соответственно. В сравнении с прошлым сентябрем показатель вырос на 20%, а в сравнении с 9 месяцами того года - на 15%.
В сентябре китайцы продали автомобилей почти на 10% больше, чем в августе 2022 года. Автодилеры сообщают, что повышенный интерес российского потребителя к китайской автомобильной промышленности обусловлен относительно доступной ценой и разнообразием ассортимента - сейчас в России продаются модели от 4 популярных китайских компаний.
Также эксперты просят не забывать, что увеличение доли китайского рынка произошло из-за того, что цены на авто европейских брендов поднялись, а некоторые вообще прекратили поставку своих машин в страну.