Обыкновенные вещи, окружающие нас и ставшие привычными, порой воспринимаются как отдельное явление, стоит только придумать им собственные названия. И тогда вместе с названием в голове сразу появляется яркий образ, и нет сомнений, о чем именно говорится.
Примером такой связи: оригинальное название - визуальный образ, может служить альпийское шале. Дом, которых в каждом крае построены сотни тысяч, вдруг обретает в нашем сознании вполне законченный вид, даже если мы никогда не были в Альпах. Это не какой-то отдельно стоящий домик на склоне, а именно определенный, мы узнаем его на фото из сотни других.
В горных Альпах шале появлялись как привычные нам охотничьи домики и служили приютом пастухам, уводившим свои стада достаточно далеко от населенных пунктов. Вот и складывается образ: нетронутая природа, рядом нет строений, вспаханных полей. А на фоне этой идиллической картины стоит особнячок, вокруг которого пасутся коровы.
Со временем такие дома начали обустраивать не только в горах. Уже в XVIII в. появилась мода на шале, вокруг них сформировался особый флер романтики. С расцветом этого «движения» пейзажные парки запестрели узнаваемыми фасадами.
Стало престижным иметь шале для уединения, слияния с природой, подчеркивания особой экологичности своего бытия. Возникла индустрия дизайна «в стиле шале», начали производить особую мебель, текстиль, посуду, наиболее соответствующие «альпийскому» стилю жизни - где бы ни находился дом. По прошествии времени дизайнерские шале уже мало напоминали первоначальный приют пастуха.
Цикл работ
немецкого фотографа Патрика Ламберца, проживающего в
Швейцарии, интересно показывает разницу между пасторальным домиком, идеализированный образ которого прочно закрепился в сознании людей, и реальным, который можно увидеть в Альпийских горах. Ставил ли мастер такую задачу, неизвестно, но контраст впечатляет: многие шале в швейцарских горах резко отличаются от привычных клише.
Патрик Ламберц
Много ассоциаций возникает при упоминании сравнительно небольшой Швейцарии, и почти все они брендовые:
- точность и механика часов
- надежность банковской системы
- искусство местных шоколатье
- продукция сыроваров
- очарование шале и др.
Как видим, последний «бренд» зачастую далек от идеала. Прекрасная страна с изумительной природой на фотографиях Ламберца предстает перед нами именно такой, какая она есть, без выдуманных и растиражированных образов. В этой красоте и простоте и заключается главная загадка горной Швейцарии, которая вот уже несколько лет «позирует» фотохудожнику.
По словам Патрика, первоначальный смысл слова «шале» описывал барак, лачугу, хижину, зачастую старую или временную. Забираясь в отдаленные места в горах, художник часто натыкался на такие полуразвалившиеся или весьма обветшалые строения, разглядывая и фотографируя которые он будто путешествовал во времени. Живописность этих шале и их несоответствие привычному журнальному образу и натолкнули Ламберца к созданию цикла «Шале Швейцарии».