Какие советские детские фильмы следует пересмотреть, когда ты уже вырос?

May 02, 2023 12:00


Каждый из нас смотрел не один десяток советских кинофильмов, которые выходили в годы молодости наших родителей и прародителей. Обычно фильмы, снятые в студиях СССР, были либо про любовь, либо про историю, либо описывали комедийные ситуации. Фантастических кинолент, хорроров, триллеров или мистических картин тогдашний кинематограф почти не выпускал, а вышедшие фильмы считались детскими сказками.




Несмотря на то, что такие картины считались добрым развлечением для малышей, их режиссеры позволяли себе воплотить в жизнь все идеи и замыслы, которые не получилось бы реализовать во «взрослом» кино.

Из-за этого некоторые фильмы для детей стали настоящими ужастиками, которые способны напугать многих взрослых, если они решат пересмотреть такие киноленты сейчас.

«Сказка, рассказанная ночью», 1981

Фильм сосредотачивается на харчевне, расположенной в лесу с недоброй репутацией. По слухам, в этом темном лесу пропадают люди, поэтому многие сторонятся загадочного места.

В харчевне со странно горящим светом из окон случайно собрались два подмастерья, аптекарь и студент, роль которого играл Игорь Костелевский. Компания собирается в заведении, чтобы переждать ночь и укрыться от разбойников, и каждый из них начинает рассказывать страшные истории.



Режиссер фильма по имени Инна Рауш сумела возвести угрюмую атмосферу сказки Гауфа в абсолют - фильм по характеру похож на настоящий готический триллер. У зрителя создается впечатление, будто бы он наблюдает за событиями кино от лица черного кота, который бродит по харчевне и с любопытством изучает гостей дома.

Декорации Германии времен Реформации, которые снимались в странах Прибалтики, дополняют впечатление от ленты и заставляют верить в нее. Костюмы персонажей выглядят натурально, а сама «Сказка» лишена почти всех клише и канонов, которые встречаются в детских фильмах.

Больше всего зрителей впечатляет история, рассказанная одним из персонажей, про угольщика, который продал душу дьяволу. В оригинале истории Вильгельма Гауфа дьявол представал перед читателями в образе великана, а Рауш придумала хитрый и удачный ход.



Возможности режиссеров ХХ века были ограничены, поэтому съемочная группа не стала «склеивать» гиганта из мультипликационных дорисовок, комбинации кадров и прочего - великан Гауфа превратился в добродушного полного дяденьку небольшого роста, которого отлично отыграл Александр Калягин.

Толстячок ласково предлагает угольщику продать свою душу, однако спокойствие голоса и вызывает ужас у зрителей, решивших пересмотреть «Сказку» спустя много лет.

«Аленький цветочек», 1977

Сказка, которую написал Аксаков в 1858 году, экранизировалась 80 лет спустя, а еще через полвека способна испугать даже искушенных зрителей. Купец и родитель трех дочерей собирается в заморское путешествие и приходит к дочерям, чтобы спросить, что же им привезти с чужбины.

Две старшие дочери просят папу привезти им роскошных вещей и украшений, а младшая хочет, чтобы отец достал для нее цветочек, который она увидела в своем сне. Впрочем, начальные события - это все, что осталось от оригинала. Дальше сюжет развивается пугающе и гнетуще.



На глаза отцу семейства попадаются алый петух и кошка, на голове которой стоит птица, а кадром позже события переносятся в мрачный дворец с лабиринтами из зеркал. Красный оттенки из кадра давят на восприятие, а страха добавляет женщина, которая сходит прямо с картины в реальность - ее играет Алла Демидова.

В одном кадре зритель видит сразу две версии Демидовой: красивая молодая девушка и ужасающая ведьма с жутким смехом и в припудренном парике. Чудовище, лже-совы, петухи и коты, самостоятельно плывущая по озеру лодка - картина удивительная и страшная, и детской сказкой назвать ее сложно.

«Черная курица, или Подземные жители», 1981

Сюжет кино строится на том, что маленький мальчик по имени Алеша попадает в пансион, правила в которых приближены к тюремным понятиям. Находясь в пансионе, герой Виталия Сидлецкого скучает по родному дому, мечтает стать рыцарем и совершать подвиги, а также дружит с черной курочкой, которую он ранее спас от кухарки и ее ножа.

Курица, спасенная Алешей, оказывается не обычной птицей, а министром сказочной страны. Приняв облик любимого учителя главного героя, министр дарит Алеше подарок - теперь мальчик будет знать ответы на всех занятиях в пансионе.



Читатели выдвинули две трактовки сказки, которую в 1829 году написал Антоний Погорельский. Согласно первой, сказочник показывает людям, как должна выглядеть идеальная монархия с добрым, мудрым и заботливым правителем.

Будучи ребенком, рожденным при Екатерине II, Погорельский воображал, как Российская Империя будет выглядеть при идеальных условиях. Однако вторая версия гласит, что сказка про черную курицу - инструмент, в котором зашифрован обряд вступления в «вольные каменщики». Считалось, что Антоний является членом масонской ложи, которая была запрещена в Империи, поэтому мотивы сказки подвергали сомнениям.

Режиссер картины, Виктор Гресь, сумел изменить атмосферу сказки с русской мрачности на меланхолическую поэму без четкого повествования и нарратива. Реплики героев часто перебиваются громкой музыкой, написанной Олегом Каравайчуком.



Детей фильм вряд ли напугает, однако картина передает зрителям состояния предсмертности через немые крупные планы и физиономии детей. Дети, чьи лица похожи на иконы, с печалью в глазах смотрят на зрителя, передавая им чувство своей беззащитности и беспомощности.

Сидлецкий страдал от болезни эндокринной системы, отчего в 12 лет он выглядел так, словно ему 5-6 лет. На лице ребенка было видно каждую венку и прожилку, ведь кожа Виталия была очень тонкой. Когда его лицо попадало в объектив камеры под светом, оно будто бы излучало удивительное сияние, которое поражало съемочную группу.

Режиссер смог воссоздать мистический подземный мир Погорельского так, что его части напоминают существ из мифологии Неаполя. При этом «избранный» герой не меняет мир и не влияет на события в нем одним своим существованием.

саморазвитие, развлечения, фмльмы, интересные факты, кино, досуг, кинематограф, ссср

Previous post Next post
Up