Во многих итальянских провинциях организованные преступные группировки по-прежнему оказывают огромное влияние на общественную и политическую жизнь. Одна из них - наиболее крупная, кровавая и известная - контролирует часть южной
Италии в окрестностях Неаполя.
Итальянская полиция и карабинеры убеждены, что на счету представителей этого криминального альянса десятки, если не сотни тысяч жертв, в чём заключается главное отличие каморры от прочих - те предпочитают действовать запугиванием и угрозами, а к убийствам прибегают лишь в редких случаях.
Кроме того, вожаки её поистине неуловимы: полиции до сих пор не удалось изловить ни одного сколько-нибудь значимого лидера группировки.
Из глубины веков
Каморру называют одной из наиболее старых организованных преступных групп на итальянской земле. Согласно некоторым источникам, она появилась как своего рода ОПС - организованное правозащитное сообщество: узники тюрем создали такой альянс, чтобы защищать свои права против произвола алчных и зачастую не брезговавших пытками и шантажом в целях обогащения монархов Италии.
Судебный процесс над членами каморры в Витербо, 1900 г
Именно по этой причине в рядах каморры столь опасная публика, ведь все они в прошлом либо сидели в тюрьме за тяжкие и особо тяжкие преступления, либо представляют собой друзей и родню, обуреваемых жаждой мести.
Впрочем, есть чуть менее популярная версия, согласно которой на самом деле каморра - это испанское тайное сообщество, восходящее аж к XVI столетию, когда в Южной Италии владычествовали испанские Габсбурги, а за правопорядком надзирали альгвазилы. Впрочем, документальных подтверждений этой гипотезе, и без того непопулярной (кому охота уступать пусть тёмную, но славу каким-то там испанцам?), нет, и учёные, а равно представители криминальной полиции сходятся в том, что это достаточно маловероятно, корни каморры следует искать всё же в тюремных заведениях.
В XIX столетии это преступное сообщество было союзником неаполитанских монархов в их борьбе против короля Сардинии и идеи объединения Италии вокруг этого королевства: в Неаполе считали, что либо Италия объединится вокруг них, либо останется конгломератом независимых государственных образований.
Члены каморры, 1906 год
Предполагалось, что от сохранения феодальной раздробленности выиграют все. Монархия сможет расставлять на освобождающиеся местные престолы своих представителей из младших ветвей династии, заключать браки и постепенно усиливать позиции на европейской политической арене. Криминал сможет постепенно подмять под себя значительно более мелкие кланы центральной и северной Италии.
Однако народное движение Рисорджименто оказалось сильнее, что не помешало представителям каморры отметиться в конфликте в качестве наёмных убийц и негласной тайной полиции неаполитанского королевства и, по слухам, римской курии.
Темные дела
В основном деятельность мафиозной группировки сосредоточена в настоящее время в области торговли наркотиками и прекурсорами, а также оружием. Несмотря на то, что законодательство Итальянской Республики относится к производству и распространению наркотиков сугубо отрицательно, это не мешает торговатьпрактически в открытую.
Почему? Все знают, что представители группировок жестоки и на пути к своей цели - не пощадят никого. Поэтому предпочитают не вмешиваться и не вставать на пути наркотиков из Колумбии, Венесуэлы, Боливии и с Ближнего Востока в города Центральной и Западной Европы.
Области, контролируемые итальянскими преступными кланами
Кроме того, каморра крышует проституцию и занимается сутенерством, торговлей людьми и рэкетом, хотя это даже вполовину не так выгодно, как торговля ангельской пылью и другими сортами порошкового, жидкого и таблетированного «счастья».
В 1920-х годах прошлого столетия выходцы из группировки частично перебрались в США и Канаду, осмотрелись и очень быстро взялись за старое на новом месте. Некоторые основали новые банды, но основной костяк сохранил монолитную организацию и продолжает отчислять процент от операций в Старый Свет.
Почему их не могут уничтожить?
Американская (да и европейская) полиция за последние годы делала успехи на ниве противодействия организованной преступности и смогла пополнить коллекцию не одним десятком громких имён, надолго, а зачастую навсегда отправив за решетку лидеров многих преступных группировок.
Роберто Манганьелло Каморра
Однако с каморрой этот номер не прошёл - за всё время, пока группа существует, полицейским удалось задержать лишь шестерых главарей организации, из которых только пятеро были приговорены судом, одному удалось уйти от ответственности решением суда присяжных.
Почему?
Всё дело в специфике структуры. Эта мафиозная группировка не имеет чёткой вертикально й или пирамидальной структуры, отличающей другие преступные сообщества, она достаточно автономна. Каждой местностью владеет одна семья или группа семей, у них есть лидер - босс или дон.
Он взаимодействует с вышестоящими, но зачастую не напрямую, а через связных, прибегая ко всем возможным мерам конспирации, ведь на счету не только благосостояние и собственная жизнь, но и судьбы родных и близких.
Кто стоит наверху криминальной пирамиды, неизвестно.
Представители специальных служб национального и международного уровня неоднократно пытались проникнуть в мафию. Были отдельные случаи успешного внедрения, что позволяло выйти на лидеров низового уровня, однако затем полицейских агентов неизбежно раскрывали и чаще всего убивали, что поубавило прыти служителям закона.