Самая страшная война, когда христиане пошли... на христиан

Mar 28, 2023 05:00


В начале прошлого тысячелетия на территории Южной Франции произошла внезапная смена религии. Жители этих земель начали считать себя катарами - приверженцами течения, которое является «улучшенной» версией привычного христианства.




Образование ответвления религии не устроило Святую католическую церковь, и священники объявили катаров еретиками. С тех пор жители всех европейских стран начали охотиться на катаров, отлавливая их и убивая.

В историю эти события вошли под названием «Альбигойские войны», и историки до сих пор задаются вопросами на эту тему. Ученые выдвигают свои предположения на тему того, почему же католики были настолько обозлены на катаров, что их ненависть стала поводом для начала первого крестового похода против жителей Западной Европы.

Спокойствие и сила церкви

К завершению IX столетия на территориях стран Западной Европы завершались процессы национальных государств - гигантская империя, возведенная Карлом Великим, разрушилась, а земли ее разделили потомки короля. Границы новоиспеченных стран всем были четко понятны, отчего интенсивность и кровопролитность войн в регионе начала снижаться.



Альбигойский крестовый поход

При Карле все хотели заполучить больше территорий и были готовы проливать за нее кровь воинов - сейчас же в Европе наступал период относительного мира. В мирное время свое влияние наращивала церковь, становясь все могущественнее и больше.

Священники в обществе получали статус уважаемых людей, несмотря на то, что иногда выдвигали странные идеи в массы. Богословы заявляли, что в 1000 году должен настать конец света, после которого случится второе пришествие Иисуса Христа на Землю.



Крестовый поход против еретиков-альбигойцев

Люди настолько верили словам церковников, что в последний год Х столетия даже не занимались урожаем: крестьяне считали, что трудиться и стараться уже нет смысла, ведь все равно скоро умирать…

Разрушение авторитета священников

Европа ожидала конца света в 1000 году, однако катастрофы не произошло, и 1001-й наступил, не приведя с собой всадников апокалипсиса. Тогда священники начали уверять, что событие случится в 1034 году - конец света начнется не спустя 1000 лет после Рождества Христова, а после его Воскресения.

Однако и наступление 1035 года не погубило мир, и народ Европы стал сомневаться в словах богословов, хотя те пытались придумать все новые оправдания своему обману.



Симон де Монфор альбигойцы

Более того, церковь становилась все богаче, а крестьяне беднели и голодали, что им также не нравилось (логично!). Священники теряли свой авторитет и идеальный образ, заводя любовниц вопреки целибату, живя в роскошных домах и не скрывая этого.

Ситуацию усугубил и раскол христианства на католичество и православие в июле 1054 года - единая религия раскололась на две ветви: одна из них осталась в Риме, а другая образовалась в Византии. Из-за раскола церковь стала все больше терять могущество и влияние, рискуя потерять остатки власти.

Пагубный план Папы Римского

Урбан Второй, тогдашний Папа Римский, получил от императора Византии просьбу в предоставлении военной помощи и понял, что у него есть возможность отвлечь внимание крестьян от грехов священников при помощи нового религиозного проекта.

Богослов планировал отправить энергичных и убежденных верующих в Палестину на освобождения Гроба Господня и надеялся, что большинство из них падет в бою.



Папа Римский Урбан II

Однако священник не включил в свои планы обилие теологических течений, которые основались на Балканах, в Восточной Европе и на территории Византии. Последователи этих течений христианства считали весь материальный мир главным злом и считали, что от такого зла следует избавляться - только духовность была ключом к добру.

Новые идеи крепко засели в сознаниях крестоносцев, пришедших из Западной Европы, и они вернулись домой с новым настроем и мировоззрением. В Германии последователи нового движения стали называться катарами, а в Окситании (на юге Франции) - альбигойцами. Крупнейшей епископат течения был в городе Альби, от которого и пришло название.

«Идеальные христиане»

Многие историки современности трактуют Альбигойские войны следующим образом: суровый, бедный и развращенный Север, чьи жители верят священникам-грешникам, решает уничтожить Юг - земли, которые населяют просвещенные христиане, склонившиеся к чистой и истинной вере, давшей им процветание и богатства.

Такое мнение сформировалось благодаря историкам прошлых веков, которые изучали историю этого периода - многие из них были родом из земель Окситании, поэтому в заявлениях ученых можно проследить предвзятость.



Катары и альбигойцы

Французские историки называли альбигойцев христианами, чьи взгляды были слишком современными и продвинутыми для того времени. Церковники «нехристиан» отказывались от любой роскоши, вели проповеди, используя национальную речь, соблюдали целибат.



Символы Катаров и альбигойцев

Церковь во главе с Папой Римским яростно отреагировала на создание подобных течений, ведь это еще сильнее разоблачала их священников и епископов, желающих поскорее обогатиться и обзавестись любовницами. Альбигойцы и катары вызывали в обществе еще больше сочувствия, ведь на них охотилась инквизиция, которую создали специально для борьбы с «протореформаторами».

А может, не такие уж и идеальные?

Однако среди историков есть и другая точка зрения, согласно которой катары не были уж такими идеальными и чистыми, как их описывали ученые из Южной Франции.

Священники-альбигойцы считали, что настоящие верующие должны быть нищими людьми, не имеющими излишеств в жизни - телу не нужна вкусная еда, богатая одежда, плотские утехи и прочие вещи, которыми человечество себя балует. Более того, катары не признавали культы святых людей, отрицали иконы и священные реликвии и артефакты.



Заявления об отказе от секса, алкоголя и еды в народе восприняли негативно, и священникам пришлось менять стратегию, чтобы заработать доверие и получить влияние. Они допустили материальные утехи, ведь в конце жизни душа все равно освободится от тела и обретет покой. Людей, которые соблюдали все ограничения, стали называть Совершенными.

Также священники течения со временем разрешили верующим грешить сколько угодно. Сребролюбие, чревоугодие, ложь и прочие грехи - катары могли делать все, что им угодно, однако было одно условие: после всех грехов человек должен был совершить обряд консоламента - искупления всех грехов. Обряд можно было провести лишь раз в жизни, и все грехи, совершенные после него, искуплению уже не подлежали.

Ну и далеко ли мы от этого ушли сейчас?

саморазвитие, политика, факты, страны, интересные факты, общество, история, власть

Previous post Next post
Up