Рынки пока так и не определились с тем, как им следует реагировать на эпохальное известие о том, что ЕС согласовал введение ограничений на экспорт нефти против
России. При этом запрет пока не будет полным: он касается 92% того, что наша страна экспортирует в ЕС.
В нашем сегодняшнем материале мы постараемся дать ответы на самые важные вопросы, связанные с санкциями против русской нефти.
По каким принципам это будет работать?
Официальных регламентов пока нет, но уже точно можно сказать, что:
- Морские поставки нефти в Евросоюз будут свёрнуты до конца 2022 года, в шестимесячный срок; нефтепродуктам отведено на два месяца больше.
- Исключение, позволяющее получать российскую нефть по трубам, будет распространяться на шесть стран. Для Германии и Польши эти условия действуют до конца года, для четырёх других - Болгарии, Чехии, Словакии и Венгрии - он пока не установлен (но в случае, если венгры будут сознательно затягивать согласование этого периода, Евросоюз применит меры давления). Речь о запретительных пошлинах, которые, в отличие от очередного санкционного пакета, не требуют солидарной поддержки всех стран, входящих в ЕС.
- Запрещать перевозки морем судами, принадлежащими европейским компаниям, не будут. Взамен с конца этого года будет введён запрет на страховку этого вида перевозок в другие страны. 90% перевозок танкерами в мире обеспечиваются британской страховой ассоциацией International Group of P&I Clubs, которая будет вынуждена соблюдать европейские санкции.
Что это значит в цифрах?
Европа - самый большой рынок сбыта российской нефти: в прошлом году на неё приходилось 49% от 232 миллионов тонн нефти. При этом от российской нефти отказались и не входящие в ЕС Норвегия и
Великобритания, которые дали зарок отказаться от наших энергоносителей до конца года. В январе ЕС получал ещё больше нефти из России - 55%, а февральская статистика уже засекречена Минпромторгом и Федеральной таможенной службой. При этом точно известен объем поставок в государства, в отношении которых ЕС готов сделать исключение.
Ещё 31% приходится на
Китай, а на
Индию - всего 1,5%. Венгерские, словацкие, чешские и болгарские поставки в экспорте из России в ЕС составляют чуть больше 7%.
Можно ли будет обойти санкции?
Теоретические способы обойти санкции существуют, при этом они почти легальны, хотя Евросоюз в своих официальных решениях может предпринять попытку закрыть эти возможности. В том случае, если это решение будет принято, большой объём поставок провести мимо санкционного сита не выйдет.
Что это за способы?
- Первый - перемешать российскую нефть с другим сортом, к примеру - казахской или латвийской. Не так давно исследователи из Европы выяснили, что к такому методу прибегает нефтяной гигант Shell: миксуя 49% российского дизеля и 51% топлива из других источников, он присваивает продукции из России статус продукции происхождения «не из России». Формально это не нарушает действующие в Евросоюзе правила о происхождении нефтепродуктов.
- Ещё одним сравнительно простым способом будет смешивание или маскировка посредством перевалки с одного танкера на другой в море. К этому способу раньше прибегали иранские и венесуэльские поставщики, чтобы обойти действовавшие против их правительств санкции. Уже в конце апреля были отмечены случаи поставок нефти из Ирана в русские порты, а все большее количество отечественных танкеров выключали следящие устройства.
Может ли Россия перевести поставки на азиатский рынок?
По оценкам экспертов, это возможно, но лишь отчасти, примерно для 30-35% выпадающих из-за введённых ограничений объёмов.
Ограничивающим фактором для перевода поставок на Восток станут и узкие места инфраструктуры. К примеру, самая мощная труба, ведущая в КНР, «Восточная Сибирь - Тихий океан», способна пропускать дополнительно лишь 300 тысяч баррелей ежесуточно.
Морские перевозки будут ограничены по вышеописанным причинам: коль скоро зарегистрированные в ЕС танкеры не смогут перевозить нефть из России, для этого же придётся пользоваться услугами китайских компаний. А это, в свою очередь, вызовет рост издержек.
Однако даже те объёмы, что можно будет сравнительно легко переориентировать на азиатские рынки, придётся продавать с колоссальными скидками. Так, на бирже цена отечественной марки Urals колеблется в диапазоне между 70 и 75 долларами за бочку, что на 30-35% ниже, чем аналогичная Brent. Покупатели из Азии, отдавая себе отчёт в том, в насколько сложном положении находится наша страна, уже в мае требовали для себя цен ниже 70 долларов за бочку. В качестве мотивов назывались риски санкций, издержки логистики и финансовое сопровождение сделок. В Китае спотовая цена не превышает 70 долларов, хотя, по мнению некоторых экспертов, дисконт будет снижаться по мере снижения накала украинского кризиса.
Насколько существенными будут потери России?
Чтобы оценить последствия эмбарго для нашей страны, следует держать в уме два параметра: объёмы выпадающего экспорта и размер скидок на русскую нефть.
С учётом всех взятых на себя ЕС и частными потребителями обязательств, речь идёт о 3 миллионах баррелей ежесуточно, что составляет 40% от общего объёма экспорта по состоянию на начало года.
Оценки экспертов разнятся:
- Так, «Блумберг» полагает, что Россия потеряет 22 миллиарда долларов, из которых больше половины придётся на «трубу», а меньшая часть - на поставки морем.
- Reuters, основываясь на данных различных экспертных групп, подсчитал: речь будет идти о 3,5 миллиардов долларов ежемесячно сразу и 4,5 - после выхода ограничений на итоговые показатели. Это 41 и 54 миллиарда долларов ежегодно.
- Самые серьёзные цифры называет Wall Street Journal: 170 миллионов в день, или 60 миллиардов ежегодно.
Рассуждая об этих цифрах, следует помнить о критической зависимости российского бюджета и баланса Банка России от нефтегазовой выручки: 36% и 42% соответственно, или 241 миллиард долларов и 9 триллионов рублей.
Конечно, потери бюджета отчасти будут сглажены неизбежным ростом цен на энергоносители, вызванным уходом нашего сырья с рынка. Так, несмотря на падение добычи, в этом году поступления налогов увеличатся и превысят 180 миллиардов долларов - на 46% больше прошлогоднего результата.
Хотя в длительной перспективе, конечно, куда более вероятным представляется сценарий с сокращением поступлений. Называют разные цифры - от четверти до трети.
Чем это обернётся для ЕС?
Эмбарго заставит ЕС за год отказаться от системы, которая была выстроена за полвека стабильных и деловых отношений. Разумеется, такой шаг не может быть дешёвым, мировая экономика столкнётся с серьёзнейшими вызовами. Бедным государствам придётся конкурировать за поставки с богатыми, и всё это будет происходить на фоне резкого скачка инфляции.
Вероятно, по масштабам это будет сопоставимо с нефтяным шоком 70-х, с той лишь разницей, что конца и края нынешнему кризису не видно.
Европе придётся платить за отказ от нефти из России едва ли не больше, чем до того приходилось выкладывать за сами поставки: вырастет цена аренды и покупки жилья, коммуналка, безработица, а сократятся доходы и потребление домохозяйств.