Думали ли вы о том, чем мы дышим, что пьём, какие овощи и фрукты едим и что нас окружает в принципе? С тех пор как в конце XIX века
Россия интенсивно включилась в процесс индустриализации, в стране появились тысячи промышленных предприятий и других объектов антропогенного влияния, загрязняющих ноосферу.
После мировой войны интенсивность развития производства в СССР достигла пика, причём речь идёт про тяжёлую индустрию, химическую и нефтехимическую промышленность. Вокруг заводов росли новые урбании, похожие процессы происходили и в добывающей отрасли (посреди ледяной пустыни вырос полумиллионный Норильск).
Учёные полагают, что урбанизация - один из самых серьёзных факторов осложнения ситуации в экологической сфере. Так, простейший анализ динамики тяжелых заболеваний дыхательной системы - от астмы до рака лёгких - позволяет с уверенностью заявить: существует корреляция между заболеваемостью и уровнем тяжести экологической обстановки.
Количество больных астмой бронхов детей и подростков растёт, тем более что деиндустриализация девяностых с 2003-2005 сменилась возрождением промышленной мощи при прежнем пренебрежении к проблемам природы.
Металлургическое производство, электрогенерация, угледобыча, нефтехимия и обычная химия, автотранспорт, авиаперевозки - вот неполный список главных виновников загрязнения окружающей среды.
В нашем обзоре мы представим вашему вниманию список из 10 наиболее загрязнённых городов-2020 по версии Росстата.
Норильск
Главный эмитент смерти - Норильский никель, металлургический комбинат, извлекающий и перерабатывающий медные и никелевые руды. Чахлая растительность полностью заменяется раз в 5-7 лет по причине полного вымирания.
Сама природа поработала над этой фабрикой смерти, зажав это место между высоких горных хребтов, не позволяющих ветру рассеять плотную завесу никелевых частиц и прочих загрязнений. В жаркое время и период дождей весной и осенью тут часто стоит смог. Чтобы люди не сомневались, где они находятся, воздух тут часто пахнет серой, а во рту постоянно имеется кислый вкус горелой резины.
Москва и Подмосковье
Огромная столица вместе со своей субурбией на свои двадцать миллионов резидентов выбрасывает в два раза меньше крохотного двухсоттысячного Норильска. Но этого достаточно, чтобы попасть в число самых грязных городов не только в России, но и в мировом масштабе.
90% местных выбросов - автомобильный выхлоп, ведь число транспортных средств только с 1990 выросло тут в 22 раза, и сегодня в столичном регионе их примерно 8 миллионов, не считая служебного транспорта и автобусов.
Власти пытаются предпринять символические шаги, но без толку - ведь токсичность неотвратимо повышается день ото дня. В Подмосковье столичную планку поддерживают такие населенные пункты, как Королёв, Электроугли, Люберцы, Мытищи, Серпухов и Сергиев Посад - тут, вдобавок к миллионам авто, есть живые предприятия: в Королёве собирают ракеты для исследования космоса и бомбардировок в Сирии, а под Серпуховым разместили крупнейшую в регионе свалку, куда свозят мусор со всего региона, невзирая на сопротивление серпуховчан.
Череповец
В Череповце живут 300 000 человек, и каждый обеспечивает 1,2 тонны выхлопов в год. С середины XVII века этот симпатичный северный городок стоит у руля отечественной чёрной металлургии, занимая второе-третье место по опасным отходам.
Окна в городе моют по нескольку раз в неделю, причём налёт на них не обязательно будет серым или чёрным - нередки на комбинате и цветные дымы, окрашивающие всё вокруг в желтый, оранжевый, красный и даже зелёный цвета. В весеннее время обстановка ухудшается из-за погоды: безветренная и сырая, она способствует накоплению отравы в различных слоях атмосферы.
Асбест
Этот небольшой городок был построен в середине XIX века на краю впечатляющих размеров карьера, из которого извлекают асбест. Сегодня тут живет 63 000 человек, а эмиссия составляет 330 000 тонн, ведь, несмотря на то, что асбест считается канцерогеном и запрещён во многих европейских странах, в России его по-прежнему используют как строительный и изоляционный материал, ценя за огнеупорность.
Липецк
Крупный полумиллионный город, и выбросы у него колеблются примерно в тех же числах, то доходя до 500 000 тонн, то падая до 300 (сейчас 320). Главный загрязнитель региона - «Новолипецкий металлург». Расположен он вне жилых кварталов, но роза ветров беспощадна к Липецку: 270 дней из 365 воздух с коптилки направляется прямиком к городу, многократно удовлетворяя потребность жителей в железе, цинке, кадмии, а также фенолах и диоксинах. Ещё там строят танки и расположен ряд бетонных и цементных производств.
Несмотря на программы понижения токсичности и заверения властей, дышат липчане редкостным фуфлом, а не воздухом, и экологическая обстановка ухудшается день ото дня.
Новокузнецк
В Новокузнецке живет полмиллиона человек, но окрестности населены весьма плотно, и в совокупности с двумя близлежащими районами выходит солидные 1 200 000 жителей. Эмиссия как в Липецке, но структура отличается радикально. Населённый пункт - часть Кузнецкого бассейна, тут добывают каменный уголь, а заодно обрабатывают железо.
Высокоинтенсивная угольная добыча и металлопереработка дают работу местным, но они же забирают жизнь, медленно и неторопливо. Ядовитые отходы власти, ничтоже сумлеваясь, сбрасывают в окрестные озёра и речку Томь, балансирующую на грани техногенного характера природной катастрофы.
Омск
Омск - столица тяжёлой индустрии в России, в этом отношении он делает такие гиганты, как Екатеринбург и Челябинск. Заводы сюда привезли во время Великой Отечественной войны, и с тех пор шагу нельзя ступить, чтобы не наткнуться на забор того или иного завода. Обработка металла, строительство машин, химия и нефтехимия - чего только тут нет!
Соответственно, в воздухе, земле и воде в значительном количестве содержатся следы всего этого богатства. Добавим сюда нефтянку и самолётостроение, а также сотни тысяч машин - и получим идеальный смертоносный коктейль.
Ангарск
Ангарск молод, ему всего лет восемьдесят, но за это время он успел обзавестись серьёзными нефтехимическими активами и взобраться на третью строчку среди самых токсичных сибирских городов. Раньше тут вдобавок обогащали уран - отсюда значительное количество фтористого урана, попавшего в почву в результате небрежного обращения.
Озёрск
Эмиссия обычно не превышает 260 000 тонн, но неспешно растёт (хотя сравниться с аварией на химическом комбинате «Маяк», которая считается третьей по тяжести последствий после Фукусимы и Чернобыльской АЭС, пока не может).
Рядом с Кыштымом (окрестности Озёрска) находится озеро Карачай - радиоактивность его вод более чем в 1000 раз превышает фон в Припяти. В 2017 произошёл новый прорыв радиации. Люди, наблюдавшие аварию и сопутствующий аварии в атмосферу эффект Вавилова-Черенкова, были убеждены, что стали свидетелями северного сияния.
Магнитогорск
Магнитка даёт стране металл и 260 000 тонн отравляющих веществ в атмосферу ежегодно. 400 000 обитателей этого лидирующего в отечественной металлургии населенного пункта существуют за счёт ММК и связанных с ним предприятий. Как и во многих других случаях, промышленность позволяет людям жить и сводить концы с концами, медленно убивая пиреном, сероводородом, двуокисью азота, фенолом и другими опасными соединениями.