В американском еженедельнике Newsweek был размещён опрос жителей Аляски. Их опросили на предмет того, испытывают ли они страх из-за перспективы возвращения в российскую юрисдикцию. Ранее министр обороны страны Остин заявлял, что не исключает такой постановки вопроса, поэтому было бы интересно изучить кейс и выяснить, вправе ли
Российская Федерация сегодня претендовать на земли Аляски.
Утраченные земли
На данный момент есть значительное число людей, которые считают продажу Аляски в
США проведённой со значительными нарушениями норм этики и международного права. Некоторые одарённые граждане, находящиеся на прямой связи с ящерами с Нибиру, даже настаивают на немедленном возвращении этого наибольшего по площади северного штата в русскую гавань.
Но и это, как говорят в телемагазине на диване, ещё не всё. Не довольствуясь Аляской, эти же люди хотели бы увидеть российский флаг над Северной Калифорнией, Гавайями и Алеутским архипелагом.
Аргументация проста и прямолинейна, как Дмитрий Рогозин, и столь же остроумна: дескать, все эти земли в своё время принадлежали РАК - Русско-американской компании. Её усилиями в Америке были построены десятки населённых пунктов с работающими предприятиями, местной русскоязычной прессой, добычей мехов и золота (пусть несущественной - до золотого бума оставалось ещё лет 30). Деньги из региона поступали в государственную казну, а перспективы увеличения добычи ресурсов, по мнению реваншистов, делают из сделки преступление перед российским государством.
Дёшево, то есть почти даром
Сумма, вырученная за огромные владения русского царя в Америке, была смехотворно малая. Конвертация в современные деньги даёт нелепые 3 доллара 22 цента за гектар. В то же время известно, что земельные владения в северной части сибирских областей продавались на внутреннем рынке по 3 копейки за сажень земли. Следовательно, рыночная стоимость Аляскинского полуострова должна была превышать 10 миллиардов рублей золотыми, а никак не 7,2 миллиона «зеленью».
Решение за закрытыми дверями
Кто знает? Если бы в Российской империи была Государственная дума, возможно, сделка бы не состоялась: мало какой политик приложил бы руку к распродаже государственных земель за сущие копейки, даже в условиях внешнеполитического кризиса.
Но монархия была абсолютной, и ни о каких голосованиях и речи быть не могло. Решение принимал царь Александр, его брат Константин Романов, канцлер Российской империи Александр Горчаков, морской министр Краббе и посланник (послов тогда держали лишь при дворах великих держав) при правительстве Соединённых Штатов барон Эдвард Стекль.
Как только дело было сделано, барона тотчас отправили на военном клипере в США, чтобы донести решение правительства России до государственного секретаря Вильяма Сьюарда. Акт приёма-передачи полутора миллионов квадратных километров заключили 30 марта 1867 года, однако огласке факт был предан лишь спустя два месяца после завершения сделки.
Концы в воду
Забавно, что даже эти несерьёзные деньги так и не добрались до России. Несмотря на очевидные плюсы расчёта золотом на месте, деньги вначале перевели в Лондон на счёт Стекля, затем конвертировали в золотую валюту и только после этого отправили в Россию морем. При операции по переводу средств за счёт комиссий и курсовой разницы страна потеряла несколько сотен тысяч долларов. Но и это ещё не всё.
По преданию, в Петербург золотишко должны были вести на бриге «Оркни», но в ходе путешествия произошло трагическое недоразумение, и судно затонуло. Казалось бы, ничего страшного, ведь подобный груз в условиях мирного времени должен иметь страховку с солидной премией. Так-то оно так, но едва бриг покинул Плимут, фирма обанкротилась.
В 1975 году, по слухам, участники совместной советско-финской экспедиции отыскали на дне Балтики полусгнивший корпус судна. Водолазная команда проникла внутрь, но золота так и не нашла.
Нет денег - верните земли!
Мало того, что сделку произвели в секрете и явно не без выгоды для непосредственных участников, так ещё и оплата вначале была произведена посредством весьма странного перевода на счёт частного лица, а затем и вовсе пропала. Казалось бы, преступление? Несомненно. Но обращаться в суд не с чем, документов нет.
В 1920-х годах взамен на снятие экономической блокады с молодой советской Республики посланники США вытребовали у советского руководства подлинные акты, свидетельствующие о передаче прав на русские земли в Америке конгрессу США. Просьба была удовлетворена, а вопрос - забыт на несколько долгих лет.
Вновь актуальным его сделал Иосиф Сталин, который в ходе конференции в Ялте потребовал Аляску - но лишь затем, чтобы ему не мешали устанавливать марионеточные режимы в Восточной Европе.
С того момента тема купли-продажи огромной русской Америки не поднималась на уровне государства, и совершенно напрасно. Некоторые юристы полагают, что нормы международного права позволяют России претендовать на эти земли вновь, право не утрачено. Конечно, эти взгляды представляются весьма сомнительными, но, даже если в судах не удастся добиться результата, это будет интересный и весьма забавный опыт.
Есть также оригинальная точка зрения, что колонию не продавали и не сдавали в аренду США, а лишь передали под фактический временный контроль на основании волюнтаристского решения, не оформляя переход имущественных или неимущественных прав. По факту, если эта версия правильна и срок передачи не указан, Аляску надлежит вернуть под национальную юрисдикцию России по первому требованию в письменной форме (или даже устной).
Кто знает: может, на нашей памяти и заработает госпрограмма «Аляскинский гектар»?