Выше головы: почему важно не переоценивать себя при выборе ВУЗа

Aug 13, 2022 12:00


Уже начинается лихорадка, связанная с выбором выпускниками специальностей и направлений и университетах мечты. Почему важно придерживаться рассудка и не завышать планку?



Головная боль отличников

Троечники, с горем пополам закончившие выпускные классы, и хорошисты, точно знающие свои сильные и слабые стороны, редко попадают в ловушку переоценки своих способностей. Чаще всего, они точно знают, что с их уровнем знаний и способностей их ждут в конкретном вузе, где, например, учились их родители или бабушка с дедушкой.

Куда чаще с проблемой переоценки себя сталкиваются отличники и еще чаще - медалисты. Таким «звездочкам школы» на последних классах ставят пятерки за красивые глаза, «чтобы не портить аттестат» и позволить умному ребенку подготовиться к ЕГЭ, не испортив успеваемость по другим предметам. Да и самой школе портить аттестат ребенку невыгодно, ведь это снижение собственного рейтинга.

Поэтому такие отличники и медалисты выходят из школы окрыленные головокружительным школьным успехом, цветами и похвалами. Они выбирают для себя самые престижные столичные вузы и самые сложные и элитные программы, полагая, что именно этот уровень создан для таких юных гениев, как они.

Поступление и первая стратегия

И иногда даже бывает лучше, если выпускник не поступает в этот престижный вуз и отправляется на более адекватное направление обучения. Да, они сталкиваются с разочарованием, но это куда лучше, чем то, что могло бы с ними случиться, поступи они на эту программу.



Ведь поступившие школьники быстро осознают, что оказались в группе таких же отличников и медалистов и требования к ним выдвигают вовсе не школьные, а гораздо и гораздо сложнее. Задания сложные, домашних заданий много и часто они совсем непонятные.

В таких случаях многие студенты выбирают первую и более безопасную стратегию: переоценивают свои возможности, забирают документы и поступают повторно на другую программу, более соответствующую его способностям. И этот вариант не самый худший.

«А мышки плакали и ели…»



Куда хуже бывает, если студент остается на выбранном направлении, опасаясь стыда перед родителями и друзьями, боясь признать собственную неспособность или слабость. И он продолжает тянуть непосильный факультет.

Такой студент уже осознал, что понять материал ему не под силу, но зато его можно вызубрить, заучить наизусть, рассказать на сессии и благополучно забыть, как только «опасность миновала». Эти студенты делают всё, чтобы удержаться на факультете, сохранить лицо в глазах сверстников, родных и друзей.

Преподаватели часто рекомендуют таким ученикам перевестись или взять академический отпуск, потому что видят, что материал ими не усваивается, а программа для них тяжеловата.

Для такого студента студенчество - не в радость, а вуз не становится новой ступенью в развитии, профессия не вызывает интерес. Соответственно, хорошего специалиста из такого студента просто не дождаться. Потому что главная задача для него - не узнать что-то новое и научиться, а банально «выжить», не завалить сессию. Скорее всего он выйдет из вуза с драгоценной «корочкой», но разрушенной нервной системой, а также полным отсутствием необходимых умений и знаний.

Последствия



В работе по специальности такие люди также сталкиваются с постоянной необходимостью «выживать», ведь знаний в профессиональной области у них не осталось. Вскоре к тревожности добавляется упавшая самооценка, фрустрация, депрессия, эмоциональное выгорание.

А ведь всего этого не случилось бы, оцени он здраво свои возможности еще перед поступлением и выбери он факультет попроще. Вполне возможно, что этот факультет куда больше ответил бы его интересам и способностям, чем «самый престижный». Тогда он спокойно поступил бы туда, где ему учиться было бы интересно и комфортно.

Из всего вышеописанного можно сделать следующий вывод: важно трезво оценивать себя, критически относиться к своим способностям. Ведь хорошая учеба в школе далеко не всегда гарантирует успех на сложном факультете.

полезные советы, россия, интересные факты, дети, учеба, психология, обучение, высшее образование

Previous post Next post
Up