С момента введения Единого Государственного Экзамена ежегодно находятся люди, яро отстаивающие необходимость экзамена, а также их противники, утверждающие, что лишь снижает качество образования. Где кроется истина? Попробуем разобраться.
ЕГЭфил или ЕГЭфоб?
Сторонники экзамена утверждают, что он позволил создать единую «линейку» для школьников всей страны, по результатам которой выпускники получают шанс поступить в любой вуз России, без репетиторов из «того самого вуза» и сдачи по несколько вступительных экзаменов по одному и тому же предмету.
Противники же ЕГЭ утверждают, что из-за него в школах началось «натаскивание» на предмет, когда учителя весь год готовят детей к этому событию и не изучают предмет по своей сути, полугодиями решая однотипные тесты и задания. Отчасти правы и те, и другие, но в чем же правда?
Единый измеритель знаний
Действительно, до введения ЕГЭ каждая школа создавала собственные экзамены для выпускников, результаты которой ничего не значили для вуза, создавая разрыв между «пятеркой» в школе и требуемым вузом объемом знаний.
ЕГЭ устранило этот разрыв, стянув вузы и школы к ЕГЭ, хотят они того, или нет. Каждая школа знает, что, если её выпускники сдают ЕГЭ на пороговые баллы, это не значит, что в другой школе они сдали бы его лучше. И значит школа плохо выполняет свою главную функцию - образование детей.
Опять же, благодаря ЕГЭ получилось сформировать ежегодные деления для более младших классов, и ребенок может спокойно перейти летом из 5 «А» в одной школе в 6 «Г» в другой, без потери учебного материала.
Более трёхсот баллов
Нельзя сказать, что ЕГЭ облегчило жизнь вузам. Поскольку ранее на вступительных экзаменах в вузах делался акцент на заданиях, которые измеряют те знания и умения, которые пригодятся абитуриенту при обучении, теперь приемной комиссии приходится ориентироваться на уже полученные на ЕГЭ баллы.
И варьировать порог поступления вузы могут только за счет количества этих самых баллов. Поэтому в МГУ или СПбГУ требуется от 290 баллов для поступления.
Натаскать на ЕГЭ
Считается, что по причине создания ЕГЭ у детей и школ в целом стали пропадать образовательные цели, которых заменила единственная - сдать ЕГЭ. Однако это не так.
Отношение к экзамену как к конечному пункту существовало и в советском союзе, просто это было не так заметно, как после введения ЕГЭ. Тогда почему экзамен обнажил эту проблему?
ЕГЭ, чуждый для каждой школы, присылаемый откуда-то «сверху», стал для школ нелюбимой, но требуемой высотой, которую им приходится брать ежегодно. И многие учителя вместо того, чтобы прилагать усилия и делать свой предмет глубоким и интересным для познания детьми, перешли к тактике «натаскивания».
Это проще и отнимает меньше энергии учителя. Однако это не только не позволяет зародиться интересу у детей, но и губит на корню уже существующий интерес к биологии или физике. Дети, избежавшие «натаскивания», способны здраво воспринимать ЕГЭ не как цель, а как инструмент достижения цели.
Две камеры в классе, не считая металлоискателя
Однако даже здравый смысл детей порой не выдерживает того психологического давления, которое создают учителя и родители в связи с ЕГЭ. И те, и другие, особенно не решавшие ЕГЭ ни разу, склонны относиться к экзамену, как судьбоносному событию, определяющему последующее существование ребенка.
Однако неудачная сдача экзамену не отнимает ни зрения, ни рук ребенка, а тем более жизни. В то время как стресс, создаваемый окружающими, может отнять и то, и другое, а порой и третье.
Контрольные системы, создаваемые вокруг ЕГЭ и помещающие ребенка в положение подспудно осужденного, усиливают это состояние. Тем не менее, желающие списать или получить ответы на ЕГЭ, каждый год находят способы и возможности списать.
И усиление контроля не изменит этой ситуации, поскольку усиление «кнута» происходит без усиления «пряника» и ежегодно лишь увеличивается количество детей, теряющих жизнь в связи с двумя-тремя баллами, потерянными на экзамене.
Резюме
ЕГЭ - в первую очередь экзамен и ничего более. Он призван помочь детям с определением их уровня знаний и поступлением в университеты. Однако школьные и университетские системы извратили восприятие ЕГЭ, превратив его в судьбоносное событие, не демонстрирующее уровень знаний, но решительно значимое для поступления в университет.