Вам талончик или жетончик? Как оплачивалось метро с момента его создания?

Jun 24, 2022 09:00


Даже жители Москвы не всегда знают, что турникеты в метро появились далеко не сразу, а талоны для проезда имели разный цвет. Давайте приоткроем завесу тайны московской подземки.

Красный или желтый?





Сегодня любой горожанин, спускаясь в московское метро имеет широкий выбор способа оплаты проезда под землей, начиная от покупки обычного талона на количество поездок и заканчивая аксессуарами в виде брелков и колец со встроенными картами «Тройка». А на отдельных станциях московского метро технологии шагнули еще дальше, позволяя оплачивать проезд собственным лицом! Но для того, чтобы оплата проезда в метро стала такой удобной и комфортной, метро пришлось пройти немало исторических изменений и модификаций.

Впервые подземные поезда пригласили первых пассажиров еще в мае 1935 года и тогда подземные поездки казались каким-то чудом техники. Турникетов тогда не было, а на каждой платформе дежурили контролёры, которые следили, чтобы у каждого пассажира, а тогда их было куда меньше, чем в современный час пик, был свой билет.



В то время разовая поездка стоила 50 копеек, а пассажиру выдавался картонный талон, который действовал только 35 минут с момента оформления. Причем время оформления фиксировалось на талоне вручную. И талоны были двух цветов, в зависимости от направления движения: на север красный билет, на юг - желтый.

Без турникетов, с контролёрами

Поскольку цена в 50 копеек была достаточно высокой, правительство вскоре снизило её до 30 копеек, что сразу повысило пассажиропоток. Контролеры стали компостировать билеты даже в вагонах поездов. Тем временем стали создаваться именные абонементы и льготные билеты для отдельных пассажиров, которые давали скидку в пять копеек.

Затем, в военные годы проезд в метро подорожал на целых десять копеек, а популярность обрели билеты «туда-обратно». В это время внимание руководства метрополитена было мало связано с новыми технологиями, но в 1942 году в метро «Комсомольская» появился первый автомат, который принимал монеты по 15 и 10 копеек, а выдавал пассажирский билет.



А спустя год на «Дзержинской», нынешней «Лубянке» появился автомат, принимающий монеты номиналом 20 копеек. Росла популярность абонементных книжек, рассчитанных на месяц, квартал и даже полгода. Такая книжка стоила от 2 до 8 рублей и в неё помещалась фотография владельца.



После войны проезд снова подорожал до исходных 50 копеек. Но поток пассажиров рос и контролёры не успевали справляться со своей работой и замедляли работу метрополитена. Нужны были радикальные изменения.

Жетоны и турникеты

Бумага, как и картон, не самый надежный материал. Билеты мялись, рвались, намокали и так далее, а потому в 1957 году было решено заменить бумажные билеты на жетоны. Тогда же был организован конкурс на создание турникетов, работающих по принципу свободного прохода. Такие турникеты пропускают законопослушных граждан и не дают пройти безбилетникам. Такой и был установлен на станции «Красные ворота» в 1959 году.



На «Рижской» тем временем установили другой тип турникетов - с поворотной крестовиной. Но они были тяжелыми и медленными, а потому распространения в метро так и не получили.

Тогда же бумажные билеты были заменены на жетоны, стоившие и соответствующий по размеру пятикопеечным монетам. Столько стоила на тот момент поездка в метро в одну сторону. Такая система просуществовала до самого распада СССР.



В 1991 году стоимость проезда возросла до 15 копеек, и пассажирам требовалось опустить в турникет уже три монеты, чтобы пройти в метро. Тогда же стали появляться специализированные жетоны, сначала металлические, потом пластиковые. И их история закончилась лишь в 1999 году.



Снова по карточкам

С 1993 года начались эксперименты с карточками с магнитной полосой. Первые такие турникеты появились на станции «Проспект Мира», но вскоре талоны полностью изжили жетоны.



Тогда и вид талона, и стоимость, и количество поездок менялось несколько раз в год и лишь к 1999 году всё стало более-менее стабильно. А с 2000-х талоны заменили пластиковыми картами, а старые турникеты, которые устраивали концерты безбилетникам, заменяли новыми, которые открывали створки лишь показавшим билет. Но и они порой зажимали законопослушных граждан. А привычная всем «Тройка» появилась сравнительно недавно - в 2013 году.



саморазвитие, метро, транспорт, россия, интересные факты, история, ссср, москва

Previous post Next post
Up