СМЕРТНЫЙ: А посему, Боже, молю тебя, если у тебя есть хоть капля милосердия для твоего страдающего создания, избави меня от обязанности иметь свободу воли!
БОГ: Ты отвеграешь величайший дар, который я дал тебе?
СМЕРТНЫЙ: Как можешь ты называть даром то, что ты навязал мне? Я обладаю свободой воли, но не по моему собственному выбору. Я не мог свободно выбрать, иметь ли мне свободу воли или нет. Мне приходится обладать свободой воли, хочу я этого или нет!
БОГ: Почему же ты не хочешь обладать свободой воли?
СМЕРТНЫЙ: Потому что свобода воли означает моральную ответственность, а моральная ответственность - это больше, чем я в силах вынести.
БОГ: Почему же моральная ответственность кажется тебе столь непереносимой?
СМЕРТНЫЙ: Почему? Я в самом деле не могу проанализировать, почему; все, что я знаю, это то, что я не могу ее вынести.
БОГ: Ну хорошо, в таком случае предположим, я освобожу тебя от какой-либо моральной ответственности, но все-таки оставлю тебе свободу воли. Это тебя устроит?
СМЕРТНЫЙ (после паузы): Нет, боюсь, что нет.
БОГ: А, так я и думал! Так значит моральная ответственность - не единственный аспект свободы воли, против которого ты возражаешь. Что же еще в свободной воле тебя беспокоит?
СМЕРТНЫЙ: Имея свободу воли, я имею возможность грешить, а я не хочу грешить!
БОГ: Если ты не хочешь грешить, то зачем тебе грешить?
СМЕРТНЫЙ: Боже Всемилостивейший! Я не знаю, почему я грешу, я просто грешу! Греховные соблазны появляются, и, как я не стараюсь, я не могу им потивостоять.
БОГ: Если ты действительно не можешь им противостоять, то ты грешишь не по своей собственной воле и, следовательно, (по крайней мере я так считаю) не грешишь вовсе.
СМЕРТНЫЙ: Нет, нет! Я все время чувствую, что если бы я хорошенько постарался, я бы смог не грешить. Я понимаю, что воля безгранична. Если кто-то всем сердцем не хочет грешить, то он и не будет.
БОГ: Ну, тогда ты должен знать, ты стараешься не грешить изо всех сил или нет?
СМЕРТНЫЙ: Я правда не знаю! Когда я это делаю, мне кажется, я стараюсь изо всех сил, но впоследствии я начинаю бояться, что, наверное, старался не изо всех сил!
БОГ: Другими словами, ты на самом деле не знаешь, согрешил ты или нет. Так что, возможно, ты вовсе и не грешил!
СМЕРТНЫЙ: Конечно, это возможно, но, возможно, я грешил, и именно эта мысль меня пугает!
БОГ: Почему же мысль о грехе так пугает тебя?
СМЕРТНЫЙ: Я не знаю, почему! Прежде всего, известно, что ты назначаешь ужасные наказания в загробной жизни.
БОГ: А, так вот что тебя беспокоит! Что же ты сразу так и не сказал, вместо всех этих окольных разговоров о свободе воли и ответственности? Почему ты просто не попросил меня не наказывать тебя за все твои грехи?
СМЕРТНЫЙ: Я думаю, я в достаточной степени реалист, чтобы понимать, что ты вряд ли выполнишь такую просьбу!
БОГ: Не скажи! Ты имеешь реалистичное представление о том, какие просьбы я выполню, да? Ладно, я тебе скажу, что я сделаю! Я дам тебе совершенно особенное разрешение грешить сколько тебе угодно, и даю тебе мое божественное честное слово, что никогда нисколько не накажу тебя за это. Согласен?
СМЕРТНЫЙ (в величайшем ужасе): Нет, нет, не делай этого!
БОГ: Почему нет? Или ты не доверяешь моему божественному слову?
СМЕРТНЫЙ: Конечно, доверяю! Но разве ты не понимаешь, я не хочу грешить! Я питаю полное отвращение к греху, совершенно независимо от наказания, которое он может повлечь.
Рэймонд Смаллиан. "Is God a Taoist?" (пер. с англ. - RockMover)
P.S. Абу, я люблю тебя!