Разъяснился ещё один непонятный момент или маленькая радость историка-любителя

Apr 06, 2024 12:14


10 марта началось немецкое наступление, целью которого было расширить коридор, отделяющий окружённые части Западной группы 33 армии генерала Ефремова от основных сил Западного фронта.
Основной удар с юга на Староселье наносил 431 пп 131 пд, временно приданный 268 пд. К исходу дня полк захватил Староселье, Рупасово и Новую Луку. Гарнизоны деревень Бабинки, Старая Лука и Кобелево оказались отрезанными от основных сил Западной группы
К исходу следующего дня противник занял эти деревни, а остатки обороняющихся стали пробиваться на восток, к частям 43-й армии, ведущим бои в районе Березки - Таборки - отм. 173,6 - Борисенки. Наиболее многочисленными группами, которые двинулись на восток, были остатки 1134 сп 338 сд под командованием капитана Логвинова и группа командира 364 кап майора Маштакова, в которую вошли штабная батарея полка, 824 отдельный разведывательный артиллерийский дивизион и 462 автотранспортная рота 338 сд.









Глядя на карту, наиболее вероятный путь прорыва на восток - лесами обойти Гуляево, переправиться через Ворю и пробиться к своим.
Именно такой маршрут приводит в своей книге «Последний бой генерала Ефремова» многие годы изучающий бои 33-й армии в окружении и издавший несколько книг по этой теме В.М.Мельников: после оставления Кобелево группы двинулись в направлении высоты 173,8, затем прошли между Ваулинками и Бочарово, переправились через р.Воря, обошли с севера Прудки, вышли на высоту 173,6, после чего повернули на юг и прорвались к Борисенкам. «Сначала должна была перемещаться первая группа, а вторая находилась в готовности прикрыть ее огнем, затем группы менялись задачами».

Воспоминания ветеранов в целом совпадали с описанным выше маршрутом, но были и нестыковки.
Начальник штаба 824-го рад Я.А.Перельман утверждал, что:
- 1134 сп с группой Маштакова не выходил.
- При выходе из окружения группа Маштакова в начале направилась почти строго на юг, с тем, чтобы избежать засад, которые были созданы немцами, а в тылу у них свернула на восток.
- Группе Маштакова пришлось до пяти раз переправляться через реку Угра (он настаивал, что переправлялись через Угру, а не Ворю).
- Немцы устроили засаду в районе мельницы на реке Угра и пришлось прорываться с боем.

Исследователи объясняли это следующим образом:
- Формально группы Логвинова и Маштакова двигались самостоятельно, но по одному маршруту.
- Нестыковки с привязкой к местности вызваны возрастом ветеранов и большим сроком, прошедшим с тех событий (40 лет).

Однако, как оказалось, Яков Абрамович Перельман в 1982 году помнил всё достаточно точно.

Переводя очередной немецкий документ (ЖБД 268 пд), за 15.03.42 г. встретилась в нём такая запись:
«04:00
Донесение 499 пп: подразделение противника, рассеявшееся при наступлении на Кобелево, закрепилось на водяной мельнице южнее Красная Горка. Оно уничтожается силами 499 пп.

10:00
Донесение 499 пп: в ходе зачистки на участке 499 пп 30 русских были убиты и около 10 взяты в плен. В лесах до сих пор бродят группы, для зачистки которых сил полка недостаточно».

Следует понимать, что мельницы стояли не на самой р.Угра, а на р.Собжа, что протекает немного южнее Красной Горки.

О бое за мельницу так же вспоминали:
Комиссар 462-й автороты Г.А.Воробьев: «Спустились вниз. Тут два немца бросились нам наперерез. Мы их уложили. Возвращаемся к мельнице. Там немецках охрана. Мы их тоже уничтожили, телефонный кабель их перервали. Пошли дальше. Они начали громить нас минами, а мины от ветки «Дыр! Дыр!». Это нас и спасло. Даже ранений не было. Пошли мы за Угру…».
Помощник командира 364-го кап по технической части Ф.Д.Лукин: «На пути нашего выхода из окружения не встретилась ни одна деревня или поселок, но в районе домика лесника (не могу назвать место) пришлось вступить в бой. Первый раз с охранной командой артсклада, а второй раз в районе водяной мельницы».

Кое-какая информация есть и в наградных:
Наградной на сержанта 824-го разведдивизиона И.И.Тимошенко: «Принимал участие в бою при соединении с частями 43 армии в районе д.Гуляево он помогал прорывать немецкую засаду, чем обеспечивал дальнейшее продвижение наших частей».
В наградном на старшего сержанта 824-го разведдивизиона В.К.Клевцова сказано: «При выходе на соединение с частями 43 армии в районе Костюково - Б. Устье водил бойцов в атаку. В рукопашной схватке он лично уничтожил 6 фашистов».

Таким образом, группа майора Маштакова после оставления Кобелево повернула на юг, прошла между Некрасово и Костюково, переправилась через р.Угра, затем повернула на восток и в очередной раз переправилась через Угру у Красной Горки.
А вот группа Логвинова выходила по маршруту, описанному в книге В.М.Мельникова.

33 армия, 1942

Previous post
Up