Путь самопознания: чай

Aug 30, 2024 12:54





Посуда для чайной церемонии

В 727 г. первая официальная китайская делегация посетила японского императора Сёму и привезла ему в подарок чай. В то время такой напиток был неизвестен в Японии, но практически сразу он стал популярным. С 794 г. императорский двор имел свою маленькую плантацию на землях дворца в Киото. Поскольку продукт не был запрещен, он стал доступен различным классам общества. Несколько столетий спустя Эйсай, монах, вернувшийся в Японию из Китая, написал первый трактат о приготовлении чая. Вероятно, его работа повлияла на монаха Мурата Сюко, который в 1477 г. систематизировал первые правила проведения чайной церемонии. Возникает сложное, неоднозначное понятие «вабитя» - когда тонкость, простота сочетается с деревенской грубостью. Это понятие было усовершенствовано мастером Такэно Дзёе (1502-1555). Популярной эстетика чая стала в конце XVI в., в период Момояма, когда утонченная чайная церемония начала развиваться в среде аристократов и самураев.



Самым почитаемым мастером чая в Японии был Сэн-но Рикю (1520-1591), сын богатого торговца Сакаи и ученик Такэно. Одним из первых он в 1584 г. создал специальное помещение для употребления этого напитка и наслаждения им. Это было пространство, органично связанное с его философской концепцией чая, с его талантом керамиста и мастера икебаны. С этого момента искусство тя-до, или са-до, или тя-но-ю стало передаваться из поколения в поколение, развиваясь в нескольких направлениях. Три основные школы, существующие по сей день, сформировались в течение нескольких лет после смерти Рикю: омотэ сэнкэ, ура сэнкэ и мусанокодзи сэнкэ.

Несмотря на различия в ритуале и приемах приготовления чая, все три школы основываются на эстетике вабитя, усовершенствованной Рикю. Присущая предметам красота, как утверждал великий мастер, повлияла на многие малые искусства и, в определенном смысле, углубила представление японцев об эстетической красоте. И сегодня чайная церемония популярна у многих японцев, хотя мнения о ней часто противоречивы. Для одних чайная церемония - часть национального культурного достояния, для других, особенно молодых, - скучная традиция, анахронизм.



Традиционная японская чайная церемония

Чайная церемония - исключительно японское явление, где потребление чая возводится в ранг искусства. Сама церемония проходит в специально отведенном для этого месте. Ритуал включает несколько стадий, которые заучиваются студентами в течение нескольких лет обучения и всякий раз должны демонстрироваться с необыкновенной точностью. Каждое движение отработано и регламентировано. По Сэн-но Рикю, церемония включает использование многих предметов: свитков, цветных композиций, чайничков, сосудов для воды, веничков и, безусловно, чайных чашек. Процесс приготовления чая и употребление этих предметов составляют единый ансамбль, основанный на ощущении красоты. Зачастую в конце церемонии эти значимые предметы передаются из рук в руки, чтобы все присутствующие могли оценить их качество. Со временем церемония и предметы, которые ее сопровождали, оформились в разные стили и направления и стали отражать предпочтения разных мастеров в разные периоды. Во времена Сэн-но Рикю доминирующим стилем была керамика раку, производимая в Киото. Его преемник Фурута Орибэ (1544-1615) способствовал распространению керамики ига, которую делали в Мие. Киото стал вновь популярным в начале периода Эдо, когда появилась керамика из Акахада (Нара).

Керамика Раку - простая и рафинированная - более других соответствовала таинству чайной церемонии. Идеальные предметы керамики раку сразу не привлекали внимания, но обладали тонкой строгой красотой, которая раскрывалась вместе с использованием других предметов, предназначенных для чайной церемонии. Каждый из них должен был выражать один из основных принципов церемонии: гармонию, почтение, чистоту, тишину. Керамика раку лучше всего отражала эти вечные ценности. Сущность чайной церемонии оказала большое влияние на японскую культуру, философию, религию.



Глиняная чаша, стиль - черный Раку. Автор Кензан II, Киото, начало XVIII века

Название «тя-но-ю» можно перевести как горячая вода для чая. Церемония - это возможность моментальной отстраненности от повседневных забот. Она восходит к философской традиции, корни которой лежат в дзэн-буддизме. Тя-но-ю не является религиозной церемонией, как ее обычно воспринимали европейцы после первых контактов с миссионерами и буддийскими монахами, использовавшими напиток во время долгих медитаций. Принципы, которых придерживаются разные школы, таковы: ва (гармония), кае (почтение), сае (чистота, ощущаемая через чувственное восприятие комнаты, предметов, пищи и напитка) и дзюбе (тишина). В теории чайная церемония может проводиться в любом месте с предметами, которые легко найти в любом японском доме. Однако специальная комната и использование специальных художественных приемов делают ритуал более значимым. Церемониальные предметы включают чайник, коробочку зеленого чая, мерную ложку и бамбуковый веничек, чашку и салфетку.

С самого начала чашку промывают горячей водой из чайника, затем вытирают салфеткой. Достают чай из коробочки специальной мерной ложкой, кладут в чашку и заливают горячей водой из чайника. Веничек используют для быстрого взбивания пены в чашке. После взбивания веничком чай превращается в ярко-зеленый горьковатый напиток. Чай подается вместе со специальными сладостями, которые кладут в рот перед глотком чая. Картина выглядит таким образом: участвующий в действе сидит на татами, слушает звук бурлящей воды, которая затем наливается в чашку, слышит звук бамбукового веничка, ощущает аромат зеленого чая, наблюдает за ритуальными жестами, видит золу в камине - и получает великий опыт Успокоения. Висящий в специальной нише (токонома) свиток живописи или каллиграфии учит отрешаться от мирских забот и следовать возвышенному, значительному.

Обычно чай готовит хозяин для своих гостей. Яркая зеленая субстанция подается в темной чашке. Главному гостю предоставляется привилегия сделать первый глоток. Мастер берет в руку чашку и поднимает ее для обозрения, затем делает два маленьких глотка и вытирает край чашки салфеткой. Далее он вращает чашку и отдает ее соседу, который выполняет те же действия и также передает чашку своему соседу. Так повторяется до тех пор, пока чашка не оказывается у последнего участника, которому принадлежит право ее осушить. Созерцая картину в нише, слушая бульканье воды, гости и хозяин достигают состояния «безмолвной беседы», полного внутреннего контакта. Церемония помогает понять, что все люди равны, что не существует социального положения, высоких должностей и тому подобных мирских понятий. Она дает возможность подняться над мирской суетой.

МЕСТО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЧАЙНОЙ ЦЕРЕМОНИИ



Японский чайный домик

Чайная церемония по-прежнему происходит в специальном помещении - тясицу, которое своим скромным видом напоминает хижину. Чайный домик построен из самых простых, обычных материалов - дерева, соломы, бамбука. Окно или окна с сёдзи (деревянные рамы с рисовой бумагой) пропускают немного света.

Размер тясицу определяется количеством матов - татами. В среднем величина равняется 3 кв. м, но в некоторых случаях размеры ограничены двумя татами. Чайную комнату называют сукиа, что означает «приют фантазии», «убежище пустоты» или «дом асимметрии». Это было связано с разными концепциями в разные периоды истории: «приют фантазии» - создание возвышенной атмосферы; «убежище пустоты» - скромная обстановка должна способствовать концентрации на главном; «дом асимметрии» - символ японского культа «незаконченного», «несовершенного» и «недосказанного».

Чайный павильон окружает сад. Каменная дорожка пересекает сад и ведет непосредственно к чайному домику. Этот путь из камней служит освобождению гостя от пут внешнего мира. Идя по нему, гость видит чашу-таз с бамбуковым половником и может ополоснуть руки и рот перед принятием чайного напитка. Простая архитектура и декоративная сдержанность способствуют ощущению гармонии и красоты у гостей церемонии.





Книга издательства СЛОВО/SLOVO

Изучить особое понимание жизни и природы вещей японцев, мелочи повседневности и традиционные ритуалы островного государства поможет книга Евгения Штейнера «Япония. Приближение к Фудзияме». Жизнь густонаселенных городов с их крошечными домами, передвижными шашлычными-якиториями, русские и русское в Японии, синтоистские храмы и вечная гармония с природой - об этом и многом другом пишет автор, превращая Японию из далекой страны в близкую и понятную тем, кто хочет ее узнать.


Япония. Приближение к Фудзияме - купить книгу в интернет-магазине с доставкой | Искусство | Архитектура | СЛОВО/ SLOVO

Купить книгу «Япония. Приближение к Фудзияме» в издательстве СЛОВО/SLOVO, оплата онлайн или наличными при получении, доставка по Москве и городам России.

slovobooks.ru

медитация, гений места, чтение, религия, города, природа, традиции, дзен, гармония, книги, чайная церемония, чай, страны, издательство слово, история, ритуалы, буддизм, культура, япония, путешествия

Previous post Next post
Up