К очередной годовщине "Зимней войны". "Хотят ли русские войны"

Nov 30, 2011 00:53

 
Несмотря на 72 года, прошедшие с начала советско-финляндской войны 1939-40 гг., больше известной как «Зимняя война», вопрос о том, насколько неизбежной была та война, стоившая Советскому Союзу огромных людских потерь, а Финляндии - примерно 10% территории, по-прежнему остается актуальным. Ситуация эта в общем совершенно понятна, поскольку вопрос о ( Read more... )

Финляндия, Я так вижу, Зимняя война

Leave a comment

asund November 29 2011, 22:00:50 UTC
Спасибо. По ряду причин меня эта тема интересует, хотя и "плаваю" серьезно. В 93 прочел все, что было доступно (а тогда у нас в спецхранах вытащили всю ранее подрывную литературу - воспоминания Таннера, Ниукканена, Пакаслахти, книжки Якобсона и американцев и т.п.). После этого за темой слежу слабо. Не готов сейчас написать длинную телегу, но попробую свои личные мысли изложить. Может, пригодятся.

Крайние точки зрения отметаем, как заведомо пропагандистские. Много чего могу сказать и о нашей, и о финской - не буду. Это уже объяснения своих действий постфактум, с задействованием послезнания, не имеющие отношения к тому, как реально принимались решения с обеих сторон.

Барышниковы с Федоровым правы в том плане, что советско-финляндская война - или столкновение - было обусловлено не только - и даже не столько волей двух стран, сколько развитием событий.

"к концу 30-х годов ХХ века, в связи с нараставшей в Европе угрозой войны, ситуация с границей в районе Ленинграда все сильнее беспокоила советское руководство" - да, подписываюсь под этим и дальнейшим.

"могло ли советское руководство в деле обеспечения безопасности Ленинграда целиком и полностью положиться на добрую волю финских руководителей " - разумеется, нет. Более того, варианты агрессии со стороны "западных соседей" - даже без участия на первом этапе великих держав, но во главе с Польшей - даже рассматривались, как вероятные.

то, что граница между двумя частями империи не подходит для двух независимых государств - это не только Маннергейм, это многие финские политики считали на первых порах. Емнип, Стольберг это говорил прямым текстом. Но затем наступило ослабление Советской России, ее внешнеполитическая изоляция, плюс ситуация вокруг Карелии в начале 20-х, когда финны вполне себе решили, что они могут говорить с позиции силы - и все это забылось.

38 год. Нам уже ясно, что надо что-то делать. При этом мы еще не забыли военное планирование царской империи, согласно которому надо закрыть вход в Финский залив, создать прочную оборону, и там сидеть, не допуская ВМС потенциального противника, тем более, что у нас и Балтийский флот далеко не царский.

Миссия Ярцева. Попытка решить ситуацию более-менее спокойно (о Ханко еще речи нет). Исполнение на двойку. Финны тупо не понимают, кто такой Ярцев, почему он - секретарь посольства - выходит на руководство МИД и аппарат премьера, предупреждает, что полпред Деревянский не в курсе и на него вообще можно начхать - и тэ дэ.

Миссия Штейна. Опять же - кто такой Штейн? Полпред в Италии, заехавший в Финляндию по старой памяти?

Маннергейм потом что угодно мог писать в своих мемуарах про "не отпускать Штейна с пустыми руками". Финское руководство просто не восприняло эти вещи серьезно. Тем более, что пороха оно еще не чуяло.

Reply


Leave a comment

Up