500 рублей все удовольствие. Считайте рекламой

Sep 19, 2012 14:03

Решил опробывать новую "новую запись". :)  Чего-то не фонтан как работает. URL не вставляется, мотается страница черти как... Ладно, к делу.

Приобрел тут себе текст диссертации С. А. Жукова "Организация материального снабжения Красной армии накануне и в ходе Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. :исторический опыт".

Очень зачетная вещь! Прочитал с удовольствием. Помимо всего прочего (т.е. заявленной темы), диссертация еще и является отличным ликбезом по взглядам советского руководства на работу тыла образца второй половины 30-х годов. Короче, 500 рублей потрачены с пользой.


"Во второй части Устава тыла рассматривались «вопросы организации и материально-технического питания действующей армии от главных и фронтовых баз до войскового тыла (дивизионного, бригадного)» . В основу этой части были положены следующие принципы организации и управления армейским тылом:
«1. Армейский тыл образуется из системы учреждений и органов подвоза, ремонта и восстановления дорог, полевого ремонта и эвакуации. Эти учреждения и органы располагаются и действуют на территории...глубиной до 150-200 км от фронта действующих войск.
2. Основой организации армейского тыла служит военная дорога, в которую входят железнодорожные и грунтовые пути подвоза...» .
Наставление по устройству и службе военных дорог конкретизировало задачи по устройству и эксплуатации военной дороги, содержало «указания по организации службы военных сообщений и работе всех видов транспорта в армейском тылу» .
Во всех документах среди задач тыла на первое место выдвигается своевременное и бесперебойное обеспечение войск всем необходимым для боя, подчеркивая важнейшую роль снабжения материальными средствами .
Анализируя общее содержание этих документов, необходимо отметить два аспекта. Во-первых, временный характер всех источников. Общий эпитет «временный» в названии не случаен, автор увязывает это явление с «административной лихорадкой» второй половины 1930-х годов. В этот период шел напряженный поиск новых путей развития, новых организационных форм, в том числе и в тылу Красной Армии. Временность была во всем: в исполнении должностных обязанностей (понятие ВРИД, временно исполняющий должность, в армии получила широчайшее распространение), в организационно-штатной структуре частей и учреждений тыла, выразилась она и в Уставах (кроме временных Уставов тыла существовали и временные Полевые уставы, например ПУ-36, проект ПУ-41). Временность существующих руководящих документов порождала пренебрежительное отношение к ним, приводила к незнанию руководящим составом их положений. Этому же способствовал повышенный режим секретности, установленный в РККА в то время .
Во-вторых, следует отметить отсутствие в Уставах тыла и Наставлении понятия о подготовке тыла к войне. Нельзя сказать, чтобы этому вопросу вообще не уделялось внимание. Так, в ряде приказов Народного комиссара обороны СССР второй половины 1930-х годов вопросы подготовки тыла находят свое отражение , но в основных руководящих документах, какими являлись Устав тыла и Наставление по устройству и службе военных дорог, отсутствует упоминание о подготовке тыла как совокупности мероприятий, проводимых в мирное время и накануне войны. Нет там и упоминания о подготовке театра военных действий в тыловом отношении.
Отсутствие в этих документах перечня мероприятий по подготовке тыла, по мнению автора, мешало организации его подготовки, делала усилия в этом направлении бессистемными и разрозненными.
Практическую деятельность по снабжению войск во второй половине 1930-х годов серьезно затрудняли недостатки теории управления тылом. Ее несовершенство отмечают многие исследователи . Основным недостатком теории является отсутствие единой системы управления материальным снабжением войск. Непосредственное руководство тылом осуществляли общевойсковые штабы, и основная работа, например, по управлению тылом армии, должна была «производиться по линии 5-го отдела штаба армии - в отношении разработки системы организации тыла и плана материального обеспечения, и по линии 3-го отдела - в отношении организации путей, транспорта, подвоза...» . Такой порядок обосновывался тем, что только общевойсковые штабы будут постоянно осведомлены об обстановке и наиболее правильно смогут организовать работу тыла. На начальников штабов возлагалась персональная ответственность за организацию и работу тыла по снабжению войск при ведении боевых действий . Но при этом «полную ответственность» за «фактическое снабжение войск» несли начальники соответствующих служб, которые непосредственно не были подчинены начальнику штаба, а подчинялись командующему (командиру)" . Таким образом, происходило рассечение системы материального снабжения на две части: одна часть (общевойсковой штаб) планировала и отвечала за организацию тылового обеспечения в целом, другая (службы) - непосредственно снабжала войска, являясь, по сути, независимой от общевойскового штаба структурой (приложение 15).
Подобная система требовала от общевойсковых штабов хорошей подготовки, глубокого знания теории тылового обеспечения и выделения в боевой обстановке большого количества времени на практическую организацию снабжения войск. Другим следствием такого порядка действий являлось отсутствие единых органов управления снабжением, ее фактический распад по видам материальных средств па независимые друг от друга составляющие.
Теория тылового обеспечения второй половины 1930-х годов предусматривала организацию снабжения в различного рода особых условиях, в том числе и при действиях зимой . В этом случае обращалось внимание на невозможность работы всех видов транспорта вне дорог, которые будут, преимущественно, одностороннего движения, на большую растяжку тылов, вызванную зимними условиями расквартирования войск, на ограниченные возможности моторизованного транспорта, на необходимость выделения дополнительных сил и средств на расчистку дорог и поддержание их в проезжем состоянии. С целью не допустить обморожения людей и лучшего технического обслуживания транспорта предусматривалось оборудование пунктов обогрева и сокращение дистанции между этапами подвоза. С целью предотвратить скопление транспорта предусматривалась организация не менее двух параллельных дорог для одностороннего движения (в сторону фронта и в тыл).
Следовательно, военное руководство, в целом, представляло трудности, с которыми придется столкнуться при ведении боевых действий в зимних условиях. Особенности действий по снабжению войск в лесисто- болотистой местности выработаны не были и, по-видимому, не учитывались при подготовке войск и тыла.
Среди прочих общетеоретических пробелов второй половины 1930-х годов следует отметить отсутствие ряда основополагающих для военного времени руководящих документов, например, положения по организации продовольственно-фуражного снабжения, инструкции по организации учета материальных средств в полевых условиях (существующие формы учета и отчетности мирного времени не подходили для военных действий). Ситуация не изменилась вплоть до окончания войны. Основополагающие документы заменялись потоком директив, указаний, распоряжений и разъяснений центральных органов управления, вызывая встречный поток многочисленных запросов нижестоящих руководителей. Все это негативно влияло на организацию деятельности по снабжению войск."

РККА, тыл, Зимняя война

Previous post Next post
Up