Интересные иногда документы попадаются с точки зрения людских судеб.
9 декабря 1939 года в ходе неудачной попытки форсировать пролив Хаукиперя под Суомуссалми в левую руку был ранен 30-летный младший лейтенант 81-го горно-стрелкового полка Степан Иванович Сологуб. Как уж так вышло мне не ведомо, но Сологуба обвинили в самостреле. В условиях
(
Read more... )
На сегодняшний день о гибели Владимира Александровича Богданова известно следующее:
"18 декабря погода, наконец, начала налаживаться. 7-й иап продолжал действовать на востоке Карельского перешейка в интересах созданной из правофланговых частей 7-й армии Оперативной группы комкора В.Д. Грендаля, продолжавшей безуспешные и кровопролитные попытки прорвать оборону финнов в районе Тайпалэ и на озере Суванто-ярви. На этот день полк получил, в общем-то, те же задачи, что и ранее - прикрыть войска группы Грендаля, отдельными звеньями атаковать огневые точки и скопления войск противника на фронте и прикрыть Ладожскую военную флотилию.
«Авиационный конвейер» заработал в 10.25 с вылетом звена И-15бис 2-й эскадрильи под командованием старшего лейтенанта Миронова для атаки противника в районе Виллакала, Волоссула. В районе цели эта тройка встретила одиночный истребитель противника (опознанный как «Геймкок»), который попытались атаковать, но финн ушел в облака. Во время атаки Миронов потерял одного из своих ведомых, но в итоге все благополучно вернулись на свой аэродром. До 16.10 полк успел произвести 94 самолетовылета, штурмуя и обстреливая все мало-мальски заметные цели, от отдельных огневых точек и домов до бронепоезда на станции Сяйниэ. Несколько самолетов вернулись с пробоинами от огня с земли. При этом полк потерял младшего лейтенанта В.А. Богданова из 4-й эскадрильи. Уже в первом вылете в этот день его И-16 получил пробоину в правой плоскости, но в 12.25 он снова вылетел в составе звена лейтенанта А.Д. Булаева. В ходе атаки противника в районе кирки Саккола (нынешний поселок Громово на Карельском перешейке) истребитель Богданова неожиданно оторвался от звена и назад на свой аэродром так и не вернулся."
С большой долей вероятности истребитель был подбит огнем с земли (или пилот получил серьезное ранение) и упал на занятой финнами территории. Я завтра-послезавтра постараюсь посмотреть документы финских частей, находившихся в районе Сакколы. Если самолет упал там, то пилота скорее всего похоронили финны и это будет отражено в финских документах. Или он упал в озеро Суходольское. В общем, если получится посмотреть финские документы - посмотрю. В любом случае, место захоронения вы с огромной долей вероятности не найдете, не хочу Вас обнадеживать. Но хотя бы примерное место гибели теперь знаете.
Reply
Reply
Reply
На счет этого ничего сказать не могу, но вполне вероятно, что так и было. 7-й ИАП почти не летал со 2 по 17 декабря, погода плохая была, поэтому летчики в бой рвались. Многие действительно думали, что война вот-вот закончится и они не успеют в бой вступить. А они военные летчики. Это их жизнь была.
В общем подождите немного, возможно я смогу еще что-то установить по финским документам. Обещать не буду, но вдруг что-нибудь выплывет.
Где-то у меня боевое донесение 7-го ИАП за 18 декабря было. Но при пепеездах могло потеряться. Или на даче остаться. Но если найду - сделаю копию и пришлю.
Reply
Reply
Reply
В общем, как я и обещал, я посмотрел финские документы. Увы, ничего нового они не привнесли. Документы финского полка (29-й пехотный полк), который атаковали советские истребители в этот день, недоступны, но его донесения удалось найти в журнале боевых действий дивизии (10-я пехотная дивизия). Оба налета советских истребителей в них описаны, но про сбитые или упавшие самолеты нет ни слова. Также я посмотрел журнал боевых действий отдела противовоздушной обороны III армейского корпуса, в состав которой входила 10-я дивизия, там за 18 декабря нет никаких записей о сбитых или упавших советских самолетах. Все это в совокупности дает основания полагать, что упал он где-то на занятой советскими войсками территории. Но это не более чем предположение. Я на всякий случай запросил своих финских друзей, возможно они что-то смогут узнать (возможно, самолет могли найти позже, спустя несколько дней или недель), но шансов на это не так, чтобы много. В общем пока так.
На счет бросили - не нужно попусту обвинять сослуживцев Вашего деда. Его самолет не падал, не горел - просто оторвался от группы и улетел. Такое бывало, летчик мог плохо себя почувствовать или неполадки какие возникнуть. А пилоты выполняли боевую задачу, да и линия фронта была совсем рядом. Буквально за озером. Так что волноваться особых причин не было. Вот когда выяснилось, что на аэродром он не вернулся - поиски скорее всего были организованы. Такие моменты в документах редко отмечаются, но в каждом полку были штабные самолеты У-2, на которых вылетали искать пропавшие или севшие вынужденно самолеты. Летчиков даже со льда Финского залива вывозили. Находили, к сожалению, не всегда. Места там лесистые, очень много озер и болот, лед еще непрочный был...
Извините, что обнадежить Вас нечем. Чем мог, как говорится.
Reply
Reply
Переправа, переправа,
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда,
Кому, память, кому слава,
Кому темная вода.
А я прочитала ваши предположения о том, что самолет деда мог упасть в Суходольское озеро, и вспомнила про эти строки.
Reply
Reply
Reply
Посмотрю.
Reply
Reply
Leave a comment