Об эффективности авиации.

Jun 17, 2020 11:22

Небольшая зарисовка о том, почему огромное количество боевых вылетов советской авиации в ходе «зимней войны» зачастую приводили к абсолютно несоизмеримым затраченным усилиям результатам.

Итак, система взаимодействия ВВС и наземных частей строилась примерно таким образом: Командиры стрелковых корпусов по итогам дня составляли заявки на использование ВВС на следующий день, которые передавали в штаб армии, который, в свою очередь, на основе этих заявок готовил план действий авиации и спускал его в штаб ВВС армии, который уже разрабатывал общий план и направлял его в штабы бригад и полков для детальной проработки. Если эта довольно неуклюжая и громоздкая схема еще кое-как работала при статичной линии фронта, то в ходе наступления начинался полный «Пэ», в виде огромных сложностей с непосредственной поддержкой своих в ходе наступления, доходившей, в том числе, до ударов по слишком резво наступающим. Естественно, никаких там «а давайте вызовем авиацию и расхреначим вон ту вот высотку с супостатами» такая схема априори подразумевать не могла. Впрочем, с этим с некоторых пор неплохо стала справляться артиллерия.

На практике это приводило к таким вот эпизодам, когда огромные усилия, затраченные ВВС на поддержку действий наземных войск, сливались в трубу по довольно нелепым причинам. 4 января командир 56-го СК подписал приказ №0171, ставящий задачи группе майора Иовлева в составе двух стрелковых полков с частями усиления на деблокаду дороги Кясняселькя - Леметти, по которой должно было идти основное снабжение войск корпуса и которая с 28 декабря была перехвачена противником. Понимая важность решения этой задачи, командующий армией отдал приказ поддержать действия майора Иовлева максимально возможными силами ВВС 8-й армии, благо что на 5 января погода работе авиации благоволила, что вообще-то было довольно редким явлением. И с утра 5 января над финскими войсками разверзся ад…
В течение дня СБ выполнили 90 боевых вылетов, некоторые эскадрильи поднимались в воздух дважды. Например, 18-й СБАП сбросил на противника 1807 штук одних только осколочных бомб калибром от 20 до 2,5 кг. Широкое применение в этот день нашли и ТБ-3, выполнившие два десятка боевых вылетов, еще 25 вылетов произвели Р-5 и ССС. При этом только 72-й САП действовал в интересах 56-й СД, небольшой частью сил наносились удары перед фронтом 168-й СД и по Мантсин-саари, а истребители 49-го ИАП патрулировали над дорогой от границы до Питкяранты, прикрывая идущие на ДОП-168 транспорты. Несколько налетов было совершено по противнику и перед фронтом 18-й СД, в частности ударам эскадрилий СБ подверглись Леппясюрья, Пюёритяя и дорога от Пюёритяя на Сюскюярви.

Основные же усилия ВВС были нацелены на поддержку Иовлва. Район дефиле озер Кота- и Пюхя-ярви, включая высоту 108,8 около полудня одномоментно отбомбились сразу 14 тяжелых четырехмоторных ТБ-3, сбросивших 222 ФАБ-100, 108 ФАБ-50, 117 АО-15, 59 АО-8, 8 АО-10 и 68 тысяч листовок. Это была самое массовое одномоментное использование тяжелых бомбардировщиков в ходе «зимней войны». Бомбардировщики действовали под прикрытием 13 истребителей 49-го ИАП. Также вскоре после полудня 7 ССС 5-го КАО атаковали две финских батареи на северных скатах 108,8. В 16 часов еще шесть ТБ-3 бомбили непосредственно высоту 108,8. Отдельные удары бомбардировщиками СБ наносились по району южнее Варпа-ярви и по северному берегу Вуортана-ярви. Цели для своих бомб, как и подразумевала действующая на тот момент система, авиаторы получили от штаба ВВС армии еще накануне, в соответствии с заявками, составленными штабами стрелковых корпусов. Таким образом, большая часть вылетов была произведена для поддержки наступления по приказу №0171. Вот только это наступление было… отменено в ночь на 5 января в силу внезапно изменившейся оперативной обстановки! Лишь повторные удары наносились уже в соответствие с новыми задачами.

В результате огромные усилия были затрачены фактически впустую. Вместо того, чтобы ударить непосредственно по позициям противника, с которыми у Иовлева прямого контакта не было (а следовательно, риск удара по своим был минимальным), ВВС работали по войсковому тылу финской группы «Тюкки» на удалении от двух до восьми километров к северу от них. Это имело бы смысл, если бы наступление шло: под удар могли бы попасть либо выдвигавшиеся к фронту резервы, либо отходившие с основных позиций войска. Но в отсутствие наступления действия, направленные на изоляцию района, лишались смысла. Фактически ВВС просто засыпали лес в тылу финских войск огромным количеством бомб. Из состава финских войск не погиб ни один человек.



На картинке вы можете видеть районы, по которым наносили удары ВВС 8-й армии и схему несостоявшегося наступления отряда Иовлева.

Естественно, штабисты как наземных частей, так и ВВС предпринимали различные попытки избавиться от подобной схемы, однако ничего принципиально иного придумать так и не смогли, а эксперименты «на коленке» зачастую приводили к совсем иным, чем задумывалось, результатам. Например, попытки на ходу менять задачи авиаполкам в соответствие с изменившейся обстановкой стали причиной нескольких случаев массовой потери ориентировки.
В общем и целом, указанная схема действовала до самого конца войны.

Приладожье, ВВС, Зимняя война

Previous post Next post
Up