Краткая история финских "Харрикейнов"

Dec 05, 2016 03:03



После начала советско-финляндской войны Финляндия ринулась скупать практически любое вооружение, которое ей могли предложить за рубежом, в том числе боевые самолеты. Уже в начале декабря им удалось приобрести в Англии партию истребителей-бипланов «Гладиатор», однако финское командование хотело чего-то посовременнее, чтобы превосходство противника в количестве компенсировать качеством своих самолетов. 9 января финская сторона предложила англичанам купить у них, в числе прочего, партию из 30-60 истребителей «Харрикейн» I. Эта британская машина выглядела просто великолепно на фоне всего, на что финские авиаторы вообще в принципе могли рассчитывать: скорость в 520 км/ч (т.е. на 100 км/ч больше, чем у основного финского истребителя D.XXI, мощное вооружение из восьми пулеметов, пусть и винтовочного калибра, весьма неплохая скороподъемность, позволявшая забираться на 3000 метров за 3 с небольшим минуты - не самолет, а мечта! Однако Королевские ВВС сами от переизбытка современных истребителей не страдали и поставлять в Финляндию «Харрикейны» в товарных количествах были не готовы. В итоге, к концу января стороны сошли на партии из 12 «Харрикейнов». Уже 29 января дюжина финских пилотов во главе с лейтенантом Антти Юсси Рятю стартовали в Англию принимать «Харрикейны», хотя принципиальное соглашение было достигнуто только 1 февраля.

5 февраля финские пилоты прибыли в Сейнт Атан, Уэльс, где должны были пройти ускоренный курс подготовки, однако «Харрикейны» они получили двумя партиями только с 21 по 27 февраля, поскольку договор на их поставку № 1555/40, имеющий обратную силу, был подписан только 17 февраля. Самолеты принадлежали 2 серии, т.е. были почти новыми, и имели серийные номера N2322, N2323, N2324, N2327, N2347, N2358, N2392, N2393, N2394 и N2395. По традиции, финские ВВС присвоили им свои серийные номера: HU451 - HU462.


Британские инструкторы со своими финскими подопечными

Поскольку со временем у финнов с каждым днем становилось все хуже, ждать, пока прибудут все машины они не стали. 25 февраля шесть наскоро переученных финских пилотов под командованием Рятю с лидирующим бомбардировщиком «Бленхейм» стартовали из Сейнт Атана в Норвегию по маршруту Эдинбург - Уик - Ставангер - Осло - Вястерёс. Перелет прошел без особых проблем и 29 февраля группа добралась до места назначения. А вот вторая группа под командованием прапорщика Т. Таскинена, стартовавшая по тому же маршруту 28 февраля, без «приключений» обойтись не смогла. Сначала в первый же день при посадке на аэродроме Уик в северной Шотландии у самолета Таскинена (HU461) не вышла правая стойка шасси. Истребитель получил повреждения и был оставлен в Шотландии. Затем уже в Норвегии при подлете к Ставангеру «Харрикейн» (HU462) младшего сержанта М. Лайтинена в плохую погоду отстал от группы, а затем совершил неудачную посадку. Самолет был серьезно поврежден, а Лайтинен получил травмы. Оставшиеся четыре «Харрикейна» прибыли в Вястерёс только 6 марта.


"Севший" в Норвегии "Харрикейн".

Наконец, 7 марта первая партия из 6 «Харрикейнов» под командованием Рятю прибыла в Финляндию, на следующий день туда же прилетели еще три истребителя и, наконец, 10 марта оставшийся десятый. Прибывшие в Финляндию самолёты были окрашены в тогдашний стандартный английский камуфляж: на верхних поверхностях темно-зелёные (Dark Green) и коричневые (Dark Earth) пятна, а снизу нос, задняя часть фюзеляжа и рули высоты были бронзово-алюминиевыми, правое крыло черное, а левое белое. Граница цветов шла по средней линии фюзеляжа.


Севший в Сякюля (Финляндия) "Харрикейн" НU455

Самолёт был одноместным свободнонесущим низкопланом металлической конструкции. Фюзеляж имел конструкцию из стальных труб, обшивка которой в передней части была из алюминиевых листов, а в задней части полотняной. Крыло имело два дюралевых главных лонжерона, а обшивку из полотна, на поздних самолётах - дюралевую. Рули имели дюралевый каркас и полотняную обшивку. Самолёт имел закрывающуюся кабину, убирающееся внутрь главное шасси и гидравлические посадочные щитки.

Размах крыла самолёта был 12,19 м, длинна 9,85 м, высота 4,04, а площадь крыла 23,88 м2. Пустой вес 2 120 кг, а взлётый 2 996 кг. Силовая установка - 1030 сильный 12-ти цилиндровый V-образный рядный двигатель жидкостного охлаждения Ролс-Ройс «Мерлин» III.
Самолёт у земли достигал максимальной скорости 418 км/ч и 527 км/ч на высоте 6 100 м. Высоту 3 000 м набирал за 3 минуты 4 секунды, а 6 000 м за 8 минут 30 секунд. Потолок 10 400 м, дальность полёта 815 км. Посадочная скорость 200 км/ч.
Вооружение: в каждом крыле по четыре 7,7 мм пулемёта «Браунинг», боезапас по 334 патрона. Прицел - коллиматроный «Барр и Страуд» 7А. Радиостанция английская АМ TR9D.

Прибывшие истребители вместе с экипажами были включены в состав свежесформированной эскадрильи LLv 22, куда, помимо «Харрикейнов», начали поступать американские истребители «Брюстер» Б-239, более известные как «Баффало». Повоевать эскадрилье почти не довелось, так как 13 марта советско-финская война закончилась, хотя «Брюстеры» по косвенным данным все же совершили несколько вылетов на патрулирование в начале марта.

В конце марта LLv 22 была передана в состав нового 3-го авиаполка ВВС Финляндии и сменила название на LLv 32. «Брюстеры» у неё забрали уже в середине апреля, выдав вместо них старые-добрые D.XXI. «Харрикейны» же до конца мая оставались в составе эскадрильи, после чего их под наименованием «Отряд Рятю» передали в LLv 28. Одновременно серийные номера зачем-то поменяли с HU на HC. Забавно, что сам Рятю при этом был переведен на должность командира испытательного звена Государственного авиазавода в Тампере.
Надо отметить, что уже к этому моменту у финнов с «Харрикенами» отношения не заладились. Хроническая нехватка запчастей привела к тому, что большая часть этих истребителей находилась в небоеспособном состоянии, а 3 июня произошла первая катастрофа с «Харрикейном». HC457 при посадке в Турку потерял скорость, просел и врезался в землю. Пилот, прапорщик В. Пиномаа, погиб. К началу июля в отряде Рятю из 9 машин в воздух подняться могли только две.

Впрочем, в LLv 28 «Харрикейны» тоже долго не задержались. 29 августа они были возвращены в состав 3-го авиполка, но уже в LLv 30. Эскадрилья должна была получить на вооружение французские легкие истребители CR.714, однако из обещанных 80 штук реально до Финляндии добралось только шесть, да и те оказались просто отвратительными по финским меркам машинами. В итоге эскадрилья имела на вооружении разное старье, типа истребителей-бипланов «Гонтлет», считавшихся учебными самолетами. Таким образом, «Харрикейны» до поры стали единственными боевыми самолетами эскадрильи.

Весной 1941 года HC454 был передан на авиазавод, где на нем испытали убирающиеся лыжи. По каким-то причинам, дальнейшего развития эта идея не получила и уже в апреле самолет был возвращен обратно.

После начала мобилизации 18 июня 1941 года на самолёты нанесли в задней части фюзеляжа 50-см желтые полосы, а на нижние поверхности крыльев покрасили от законцовки на 1/6 размаха. (1 сентября 1942 года на носу нарисовали 50 или 75 см полосы). «Харрикейны» в это время находились в Пори, составляя 1-е звено LLv 30, командиром которого с апреля 1940-го был капитан Хейки Калая, который во время «зимней войны» летал на пикировщике «Фоккер» С.Х.

23 июня звено в составе 5 «Харрикейнов» перелетело на аэродром Холлола, на 25 июня, если верить книге по истории LLv 30, там было уже семь истребителей (НС451, 452, 454-456, 458 и 459). Почему не учтены НС453 и НС460 - вопрос любопытный, поскольку обе машины продолжали числиться в составе эскадрильи, причем НС453 совершенно точно 25 июня в Холлола был, о чем чуть ниже. Как и все, 25 июня финские «Харрикейны» вылетали на перехват советских бомбардировщиков, но не преуспели в этом. Но отличиться им в этот день все е удалось, правда совсем не так, как им того хотелось бы. Звено, не встретив противника, потеряло сразу два «Харрикенйа»: лейтенант А. Теури, взлетая с аэродрома на том самом непонятно где находившимся НС453, потерял управление и рухнул в лес, став первым погибшим пилотом финских ВВС в новой войне. Еще один «Харрикейн», НС455, уже после вылета потерпел аварию при посадке. На сей раз его пилоту прапорщику Таскинену повезло больше - он всего лишь получил различные травмы. Истребитель же пришлось отправить для ремонта на завод, где он провел почти год. Также в начале июле для ремонта на завод по каким-то неизвестным причинам убыл и НС456, но его отремонтировали всего за неделю.


Открывший счет погибшим в войне 1941-44 годов пилотам финских "Харрикейнов" НС453.

Тут надо отметить, что во время капитального ремонта самолёты перекрашивали в финский военный камуфляж, вступивший в силу 30 сентября 1940 года. Верхние поверхности оливково-зелёные с черными полосами, а нижние поверхности серебристо-серые. После 7 мая 1942 года окраска нижних поверхностей самолётов стала светло-голубого цвета. Эта окраска оставалась на «Харрикейнах» вплоть до их списания.
1 июля «Отряд Калая» был переброшен в Утти и включен в состав LLv 32. До сих пор боевых потерь эскадрилья не имела, но невезучие пилоты «Харрикейнов» немедленно это дело исправили. 2 июля зенитным огнем (по некоторым данным - огнем своих же войск) в районе Вайникала был подбит НС459. Сержант Л. Суоминен сумел посадить горящую машину, но большего для спасения драгоценной машины он сделать не смог: «Харрикейн» полностью сгорел.

Зато на следующий день пилоты «Харрикейнов» наконец-то смогли отличиться в хорошем смысле этого слова. Ранним утром вылетевшая на перехват пара финских истребителей в районе Энсо встретилась с тремя «Чайками» 7-го ИАП. В завязавшемся бою прапорщик Э. Руотсила и сержант П. Айкала сбили по одной «Чайке» без потерь со своей стороны. Правда советские документы говорят, что финнов было пять («Харрикейны» наши летчики приняли за «Мессершмитты»), а потеряна была всего одна «Чайка», пилот которой спасся на парашюте. Позже усилиями «работников пера» летчику сбитого истребителя лейтенанту Ивану Давыдовичу Одинцову был приписан воздушный таран на горящем самолете истребителя противника. На следующий день отличился и сам капитан Калая, сумевший над Коткой сбить СБ из 205-го СБАП. 15 июля вновь удалось отличиться Руотсиле и Айкале, записавшим на свой счет еще по одной «Чайке», сбитой в районе Вахвиала. На этот раз кого именно сбили финны и сбили ли кого-то вообще автору не известно. Любопытно, что Айкала был как раз из той группы, которая летала за «Харрикейнами» в Англию, а вот Руосила, как и Калая, пересел на «Харрикейн» с разведчика и пикирующего бомбардировщика С.Х.

Успех 15 июля стал последним всплеском активности «Харрикейнов» в этом месяце. Нехватка запчастей приковала истребители к земле, а редкие вылеты не всегда заканчивались хорошо. 12 августа зенитки вновь прервали полет сержанта Суоминена, но на сей раз сержант смог посадить подбитый НС454 в Лаппеенранте и спасти самолет от гибели. Еще одну машину, НС460, еще в начале месяца сдали на склад, а 2 сентября туда же отправился НС456. Ремонтировать их все равно было нечем.


Отряд Калая, Лаппеенранта, август 1941 года. Сам капитан Калая с тростью и биноклем в центре в первом ряду, второй слева от него (в фуражке) - прапорщик Руотсало. На заднем плане "Харрикейн" НС456.

Тем не менее, 19 августа отряд Калая был переброшен в центральную Финляндию, в Тииксярви, где он вошел в состав свефесформированной LLv 10 как 1-е звено. Звено, правда, состояло теперь всего из трех машин (НС451б 452 и 458). Эскадрилья должна была поддерживать наступление 14-й пехотной дивизии и состояла из смеси откровенного старья, вроде разведчиков «Фоккер» C.V и «Райпон». Собственно, их присутствие на фронте объяснялось лишь фактическим отсутствием здесь воздушного противника, поэтому и для «Харрикейнов» работы по профилю не было и их летчикам пришлось вспомнить свои навыки в качестве разведчиков. Летали они не часто, но 16 сентября советские зенитчики смогли достать «Харрикейн» капитана Калая. НС458 рухнул в районе Кочкомы, похоронив в своих обломках и своего пилота.

18 сентября на Тииксярви прибыли шесть «Фоккеров» D.XXI из 3 звена LLv 30, а оставшиеся «Харрикейны» 23 сентября вернули обратно в LLv 32. Толку от них, ввиду отсутствия запчастей, все равно не было никакого. «Харрикейны» уныло стояли на земле большую часть времени, лишь эпизодически поднимаясь в воздух. Лишь 8 января уже известный нам прапорщик Руотсила вместе с 6 «Хоками» смог принять участие в воздушном бою, а точнее избиении трех старых истребителей И-15бис в районе Лейпясуо, которых финны совместными усилиями сбили. Руотсила поделил победу с пилотом одного «Хока», став с 2,5 победами самым результативным пилотом «Харрикейна» в финских ВВС. Вскоре после этого Руотсила пересел на «Хок» и смог сбить еще два советских самолета, а вот «Харрикейны» вновь встали на прикол. НС451 2 февраля совершил свой последний полет, после чего его передали в школу авиамехаников.


"Легендарный" НС-452 на аэродроме Килпасильта, июнь 1943.

23 июня 1942 года НС-452 и отремонтированный НС-454 были переданы в состав базировавшегося на аэродроме Малми возле Хельсинки 2-го звена LeLv 26, летавшей на итальянских истребителях «Фиат» G.50. 4 июля туда же с завода поступил НС-455, но уже 30 июля в ходе вылета у него сорвало обшивку с левого крыла, и неуправляемый истребитель рухнул на землю. Управлявший им сержант П. Айкала покинуть самолет не успел и погиб. 25 сентября злой рок настиг и самого «долгоиграющего» «Харрикейна» НС-452, у которого при посадке на аэродроме Иммола сложилась правая стойка шасси. Для пилота, сержанта Л. Ютила, это происшествие фатальным не стало, а вот истребитель отправился на ремонт. В октябре и ноябре 2./LeLv 26 получила еще НС-456 и НС-460.

В марте 1943 года «Харрикейны» перебазировались на аэродром Килпасильта на востоке Карельского перешейка, но, несмотря на близость к линии фронта, новых успехов пилоты английских машин не имели. Латанные-перелатанные «Харрикейны» большую часть времени простаивали на земле, хотя к маю 1943 там собралось уже четыре «англичанина»: НС-452, 454, 456 и 460. В конце концов, эта бесконечная агония командованию финских ВВС надоела и в мае 1943 года НС-454 и 456 из-за отсутствия запчастей сплавили на склад. НС-452 и НС-460 продержались в строю до июля, видимо за счет «каннибализма» уехавших на склад ранее машин. 20 июля на склад отправился 460-й, а 26-го 452-й. Последний был наиболее удачливым из финских «Харрикейнов»: он налетал в общей сложности 208 часов, что было рекордом для этого типа истребителя финских ВВС, и на нем было одержано 2,5 победы. В сентябре 1944 года почти все оставшиеся «Харрикейны» I были списаны, за исключением доживавшего свой век в школе механиков НС-451, который в июле 1944 был тоже сдан на склад, а в октябре списан. А вот НС-454 зачем-то провалялся на складе до января 1950-го!


"Харрикейн" IIА НС-465

Любопытно отметить, что за в 1942-43 годах в руки финнов попало еще три «Харрикейна» II советских ВВС. Удивительно, но из этих трех машин, взяв за основу севший на вынужденную в ноябре 1942 года на Ухтинском направлении истребитель «Харрикейна» IIА Z2585, финны в 1944 году зачем-то собрали себе еще один «Харрикейн» и передали его в истребительную эскадрилью HLeLv 34, присвоив ему номер НС-465. У НС-465 сначала было то же самое вооружение, что и у финских «Харрикейнов», но при ремонте на него смонтировали крылья второго трофейного самолёта, у которого вооружение состояло из двенадцати 7,7 мм «Браунингов». Прицел - рефлекторный «Барр и Строунд» 7А. Впрочем, судьба очередного «Харрикейна» в финских ВВС была весьма предсказуемой. Поступив в 34-ю эскадрилью в апреле, в мае он уже совершил свой последний полет, налетав в общей сложности чуть более 18 часов, после чего встал на прикол. В июне его формально передали в HLeLv 28, а менее чем через три недели отправили на склад и в октябре списали. На этом история финских «Харрикейнов» завершилась.

ВВС, Финляндия, фото, Великая Отечественная

Previous post Next post
Up