Вчера посмотрели с товарищами и обсудили фильм Микеланжело Антониони «Фотоувеличение».
Несколько ранее товарищ
iouripopov уже разместил заметку по поводу этого фильма
Фотоувеличение. Выход за пределы мира иллюзий Цитата оттуда:
Пока он "развлекался", дверь в реальный мир закрылась: труп исчез, доказать ничего невозможно. Теперь опять остается продолжать играть, наблюдать, как любимая спит с другим, пользоваться глупыми девушками - моделями.
Дверь закрылась, но человек за это время успел измениться. Ему уже тяжело находиться в прежних рамках. Тяжело, не значит невозможно. Антониони не дает герою надежды. Финальная сцена - метафора иллюзорности мира, которую Томас до конца осознал. Его жизнь - ненастоящая, он подает только воображаемые теннисные мячи. Осознал - что дальше?
Не очень мне понятно, что значит «дверь закрылась»? Даже к приведённой ситуации, труп то был реален и он не воскрес. Это значит, что где-то пропал живой человек. По всей видимости человек этот не маленький, это не иголка в стоге сена. Кого попало убивать группой специально с заманиванием не станут. Для героя фильма осталась возможность пойти в полицию, рассказать ситуацию, описать внешность убитого и внешность соучастницы убийства. Вообще это его гражданский долг. Даже если выкраны из студии фотографии и негативы, даже если пропал труп, что это меняет?
Финальная сцена Антониони, на мой взгляд, однозначно показывает отказ героя от попыток выйти в реальность. Призрачная антиреальность в лице мимов приглашает его обратно: «родной, вернись обратно, мы всё простим и снова заживём скучной, но лёгкой, предсказуемой жизнью». И блудный сын возвращается. Символически. Он берёт несуществующий теннисный мяч и делает подачу. Память то при этом конечно не сотрёшь. Ну и что. Мы конечно не знаем, что там произошло дальше, но автор сам его просто стирает с поля.
Click to view
А как это соотносится с нами? В обсуждении меня заинтересовало, как люди от фильма отгораживались. Говорилось: «это они, это там». Но великие произведения, как мне кажется, призваны пробудить в людях своё, созвучное.
Вот в приведёной ситуации герой ведь сделал бОльшую и самую трудную часть должной работы. Он разгадал преступление, разглядел скрытое, а многие бы этого не смогли сделать по фотоснимкам. В процессе, как верно заметил товарищ: «Он в ходе своего расследования обретает человеческие черты: целеустремленность, сомнения, повышенную работоспособность». Наконец кульминация, труп обнаружен во всей своей наглядности. Остаётся сущая малость, дойти до ближайшего телефона и вызвать полицию. И тут герой всю свою целеустремлённость теряет на корню. Что-то мне это напоминает.
Пока я всё это обдумывал, наткнулся на вот такое обсуждение фильма.
Click to view
Там есть дополнительная информация по расшифровке значения некоторых сцен, но интереснее то, как по другому развёрнуты акценты. Можно сравнить. Ведь мы то почему-то сошлись на том, что реальность - это благо и соответсвенно благи попытки в неё прорваться. А кто-то не согласится.