Мне трудно писать про это кино. Это вне реальности, данной мне в ощущениях. Фильм про другой мир. Тем не менее, какие-то дверцы между мирами в фильме обозначены. Для главного героя они распахнулись. Чтоб как-то обозначить границу между мирами, приведу диалог из картины "Царство красоты", которая, на мой взгляд, вообще ничем не примечательна за исключением упомянутого диалога.
Семейная пара смотрит телевизор, в котором демонстрируются кадры кровавой расправы над Муаммаром Каддафи. Женщина:
- Мы ведь реальны?
- Да. Конечно.
- А они?
- Кто они?
- Люди на видео.
- Это документальный фильм.
- Всё не может быть по-настоящему! Понимаешь?
- Не совсем.
- Реальность не может быть всюду! Есть мы... и... или нет? Нет ничего!
Что же является реальностью? Царство красоты, в котором живут герои, или события в Ливии?
Телевизор - дверь между двумя мирами.
Перед главным героем из фильма "Фотоувеличение" распахнулась реальная дверь между двумя мирами. В одном он живет. В нем успех, веселье, женщины, наркотики и скука. Но главное, в нем лишь какие-то отсветы настоящего. Главный герой Томас заходит к другу. К нему выходит женщина. Вдруг в какой-то момент понимаешь, что эта женщина любит Томаса. Но этот мир - игра. В нем все ненастоящее. Может как-нибудь все устроится потом. А пока она живет с его другом. Специально, чтоб подчеркнуть абсурдность ситуации, в фильме есть эпизод, когда Томас заходит к ним ночью. Он становится свидетелем сцены близости друга и любимой женщины. Причем женщина видит его и жестом просит уйти. Ничего необычного - они ведь живут вместе. Томасу больно, но по сюжету понятно, что он сам подтолкнул женщину к такому решению, которое позволяет ей быть рядом с Томасом.
Главный герой - успешный фотограф. Девушки рвутся сняться в его агентстве. Они ему уже наскучили, но трава растет, потому что не может не расти. Он фотографирует, развлекается, скучает. И тут ему повезло. Вроде бы о везении говорить нельзя, поскольку он становится свидетелем убийства. Он не видит самого убийства, просто потом распознает его в фотографиях, которые сделал на прогулке. И в этот момент видно, что убийство - реальность и эта реальность захватывает героя. Он в ходе своего расследования обретает человеческие черты: целеустремленность, сомнения, повышенную работоспособность. Он шагнул в мир настоящего и сам вдруг стал настоящим.
Длилось, однако, это недолго. Много ли может человек один? А все его друзья из мира скуки и игры. Попытка опереться на кого-нибудь из них привела к тому, что его увлекли обратно развеивать скуку. Пока он "развлекался", дверь в реальный мир закрылась: труп исчез, доказать ничего невозможно. Теперь опять остается продолжать играть, наблюдать, как любимая спит с другим, пользоваться глупыми девушками - моделями.
Дверь закрылась, но человек за это время успел измениться. Ему уже тяжело находиться в прежних рамках. Тяжело, не значит невозможно. Антониони не дает герою надежды. Финальная сцена - метафора иллюзорности мира, которую Томас до конца осознал. Его жизнь - ненастоящая, он подает только воображаемые теннисные мячи. Осознал - что дальше?