Беседа в стиле фанк с Кьеллом Нордстремом

Sep 25, 2015 14:06

Очень интересно общаться с людьми, которые смотрят на вещи совершенно по-другому, представляют абсолютно другую точку зрения. И в ней есть своя логика. И это расширяет сознание и заставляет смотреть на обычные вещи по-другому. Беседа с Кьелом Нордстремом - одним из лучших мировых business thinker, автора нескольких бестселлеров, один из которых книга “Бизнес в стиле фанк”, заставляет на многие вещи посмотреть по-другому. Итак, смотрите или читайте, но точно думайте… Мне было очень интересно.

Slobodin+1 с Кьеллом Нордстремом

image Click to view






Михаил Слободин
- Большое спасибо, что присоединились к нам в России!

Кьелл Нордстрем
- Спасибо.

Что такое бизнес в стиле фанк?

На самом деле это достаточно свободный формат разговора. Вы - один из самых знаменитых мыслителей в мире, и я бы хотел задать Вам несколько вопросов, которые будут интересны нашим людям, которые большей частью смотрят через соцсети не по ТВ - это дает некоторую свободу - особенно в России это очень важно. Это реально быстрее. Во-первых, не все знают, что Вы - автор бестселлера “Бизнес в стиле фанк”. Не могли бы Вы объяснить, что значит стиль фанк? Несколько предложений.
- “Бизнес в стиле фанк” опубликована в 1999. Эта книга, основана на некоторых наблюдениях, сделанных нами, в том числе о том, что до 1995-1996 годов существовал только один способ организации компаний. Только один. В компании была иерархия, был босс, все одинаково одевались - было как в армии. Организационная структура бизнеса немного походила на армию. Все компании выглядели одинаково: американские, британские - все были одинаковы. Российские компании - тоже.

Мы сделали наблюдение, что когда 1994-95 появился Интернет, когда появился Netscape-появилась возможность организовывать компании несколько иным способом, где была менее ярко выражена иерархия, люди одевались по-разному, в офисе было очень мало людей, потому что многие работали по удаленному доступу. В музыке есть термин “музыка в стиле фанк”. И невозможно определить что это: классика, рок, джаз? Нет, она другая. Слово “фанк означает «другой», «пахучий». Фактически, это понятие имеет запах.



Есть старый стиль, и есть стиль фанк.
- Да, есть стиль фанк.

Его достаточно легко объяснить.
- Да, очень легко.

Но не очень легко различить, где фанк.
- Об этом легко говорить, но также сложно применить на практике. Например, Deutsche Post - старая почтовая организация, традиционная компания. Сделать DeutschePost почтовой компанией Германии в стиле фанк - на это потребуется некоторое время.

Трансформация в бизнес в стиле фанк - возможно ли это?
Это - главная тема нашего разговора - переход от старого стиля к бизнесу в стиле фанк. Например, область телекоммуникации сейчас на этом пути. Они, мы не на этом пути. Мы думаем о том, чтобы по нему пойти. Некоторые стараются сделать это, кто-то об этом просто говорит, но некоторые идут в правильном направлении. Мои вопросы касаются трансформации из старого стиля…

-…к стилю фанк.
- Да.

Действительно ли такие компании как Deutsche Post или Почта России, или традиционная телекоммуникационная компания могут трансформироваться в бизнес в стиле фанк? Во-первых, действительно ли им это нужно?
- Ответ очень прост - да. Если вы взглянете на некоторые области - авиационная индустрия, например, - государственное регулирование отменено, ранее такими компаниями владело государство, а затем произошла полная отмена государственного регулирования и данная индустрия полностью изменилась. Конечно же, почтовые службы ранее были монополизированы. Сегодня государственного регулирования нет, есть конкуренция - тотальная перемена. Конечно же, коммуникация всех видов опять же была под контролем и регулировалась, сегодня абсолютно…

Все компании в мире, которые выжили, ранее трансформировали себя. Те же, кто себя не трансформировал - сейчас либо банкроты, либо были приобретены другими компаниями.



То есть Ваша основная мысль в том, что переход к бизнесу в стиле фанк - это вопрос выживания - быть или не быть
- Выбора нет. Выбора нет. И этот выбор исчез в тот момент, когда государство решило перестать контролировать некую область, и выбора уже нет?

Исчезла старая главная цель - выжить на рынке благодаря регулированию?
- Да.

Увеличилась конкуренция?..
- Точно. И когда конкуренция увеличивается, все начинается медленно, как когда вы занимаетесь бегом - все начинается медленно, а затем скорость увеличивается. И сегодня, я бы сказал, что область телекоммуникаций, а также финансовая индустрия, сегодня становятся такими областями, где конкуренция более жесткая, интенсивная, она все время нарастает.

Известны ли Вам какие-нибудь истории успешной трансформации иерархического old style бизнеса..?
- Думаю, есть.

… действительно бизнеса в стиле фанк.
- Есть. В Норвегии есть интересный пример с Telenor. В некоторой степени Sonera и Telia в Швеции и Финляндии. И это вообще-то обычная история, в том плане, что Скандинавия всегда на передовой позиции в плане моды, образа жизни, отмены государственного регулирования - и так вот уже 80 лет. Другой вопрос, почему мы такие - но мы такие. И Telia была тяжелым, староформатным провайдером с бюрократической, инфраструктурой, которой владело государство. И они смогли трансформироваться в конкурента, которого можно встретить в Азербайджане; их можно встретить на многих рынках. Конечно же, в Турции. Вы их знаете. На это потребовалось некоторое время, и я думаю, что более чем половина людей покинула организацию в течение этих 8-10 лет. Важным является то, что нужно изменить отношение.

Дело не в изменении организации, не так важны перемены в стратегии, сколько перемена в отношении людей.

Это будет следующий вопрос. Истории успеха, то естьTelenor - это всего лишь пример.
- Это всего лишь пример.

ОК. Тогда есть ли провалы? Когда люди пытаются сделать вот это и не делать вот это - Вам известны такие случаи?
- Да. Много. Sabena - Бельгийская компания. Она была одним из европейских перевозчиков. Они противились переменам, не смогли держать сервис на современном уровне, они исчезли, обанкротились - их нет. Телекоммуникационные компании - многие из них были приобретены другими компаниями. Я бы сказал, что STTelecom сегодня бы не существовала, если бы за них не взялась Telia, они не могли угнаться за переменами.

Что нужно делать, чтобы трансформировать организацию в бизнес в стиле фанк?
- Думаю, в целом, это две или три вещи - это не ядерная физика на самом деле. Первое - должен быть ясная и понятная перемена в руководстве. В моем языке есть выражение - не знаю, есть такое в русском - что рыба гниет с головы.

Абсолютно так же в русском.
- Значит нужно поменять голову рыбы. Убираешь одну голову и приставляешь другую. Это достаточно понятно. Номер два.

Начинайте нанимать людей исходя из их отношения, а не из их способностей. Гораздо важнее, чтобы отношение (attitude) было правильным, чем иметь правильные знания, потому что знания можно поправить.



Вы можете научить их телекоммуникациям, языкам, вы можете делать с людьми любые социальные вещи - но вы не можете поменять их отношение. То есть, сначала меняем голову. Второе - эта новая голова начинает собирать людей с другим отношением. Ты начинаешь набирать критическую массу. И номер три - начинай делать те вещи, которые старые компании никогда не делали, а целенаправленно строй культуру, которая будет веселой - то есть такой, в которой работа может быть веселым занятием, что вы с коллегами и досуг проводите вместе- вечеринки, выпивка.

Первое - заменяешь голову, второе - нанимаешь ребят с нужным культурным кодом; знание не так важно; и третье - делать это весело???
- Да.

Хорошо, чего нельзя делать?
- Чего не стоит делать - так это фокусироваться на технологии, и верить, что технология может все поправить.
Сегодня, я думаю, что мы находимся в той ситуации, когда технология становится вездесущей. В английском это значит, что технология становится как вода и воздух - все имеют к ней доступ.

Технология нам уже не может все поправить. И во многих случаях можно увидеть, как телекоммуникационные, финансовые, авиационные компании, которые фокусировались на технологии, данную технологию утратили - потому что сегодня дело не в технологии. Apple, например. Не технология сделала Apple великой компанией. Дело в том, как они адаптировали эту вещь для вас - пользователя, и выстроили окружение и все остальное. Поэтому, избегайте концентрации на технологии, потому что мы вышли из периода в 60 лет, в течении которых технология была важна в камерах, машинах, стиральных машинах - технология была важна. Сегодня - уже нет.

О людях

О людях. Понимая Вашу концепцию в плане концентрации на людях с правильным отношением, верите ли Вы, что люди, с которыми Вы сейчас работаете, могут измениться, или нет? Или для перехода к бизнесу в стиле фанк нужна 100% замена?
- Нет, не 100%. Мы - люди- устроены не так.

99%?
- Не 99. Мы распределены нормально. Вы об этом узнаете, когда изучаете нормальное распределение. Кривая Гаусса. Как распределены высокие люди - нормально. Умные люди - нормально. Распределение всегда нормальное. Если у вас достаточно людей, это нормальное распределение. Это значит, что чуть более 50% населения могут измениться и могут адаптироваться. Остальных ты потеряешь. 55%…

45%…
45-55 % будет потеряно в процессе, потому что они либо не могут, либо не хотят, либо оба варианта.
И это можно увидеть снова и снова. Грубо говоря, более половины работников TeliaSonera сегодня - из старой команды. Но за это время она набрали людей, которые заменили ушедших.

Чувствуете ли вы различия в замене, в зависимости от уровня в организации - топ-менеджмент, среднее звено?
- Да, это то же, что у вас в Сибири называется вечной мерзлотой - это перманентно, оно никуда не уходит.
В компаниях всегда есть «вечная мерзлота» - это обычно среднее звено.
И для вас, как для СEО, сложно пробить эту мерзлоту. Это реально тяжело. Поэтому нужно найти методы и инструменты, чтобы пробиться через нее. Практически во всех организациях она есть - у вас, скорее всего?

У нас есть методология определения «мерзлоты» на основе технологии big data.
- Точно. И это важная вещь, как и в обществе. Именно средний класс важен для будущего России, конечно. Это не такая уж элита, но и не самые низшие слои - это средний слой - и так, же в компании. В компании есть средний класс, и Вам нужно, чтобы он был с Вами. Если это не так, то средний класс окажется вечной мерзлотой, противостоящей всему.



Что такое Компания в стиле фанк - голова рыбы и многое другое

Компания в стиле фанк - как Вы видите ее структуру, или вопрос о структуре некорректен?
- Уместен. Я думаю, Вы правы. Еще 15-20 лет назад я говорил - и мы к этому сейчас пришли - что при помощи 10 человек можно построить компанию в один миллиард Евро. 10 человек - миллиард Евро. Данная компания делает вот это - и на сегодня в ней сорок человек. Сумма достигнет примерно 200 миллионов Евро, а количество человек мы уменьшим - не увеличим. К этому все сводится, потому что сегодня есть то, чего не было , когда Вы и я ходили в школу - каких-то 15 лет назад - а именно - у нас есть рынки для всего.

Вы можете купить компоненты, дизайн, бухгалтерские услуги, то и это. Не нужно иметь так много внутри компании. Посмотрите на нового телекоммуникационного оператора Tele2. Когда они начинали, в каждой стране они имели не более 10-15 человек. Со временем они расширились - это другая история. Но сегодня есть рынки и ниши, где компания может сохранять очень маленький размер, оставаться гибкой, а остальное купить на рынке. Но это очень чувствительный процесс - что следует держать в компании, а что закупать у кого-то.

То есть внутри компании должно быть только то, что формирует ее конкурентное преимущество и основные компетенции.
- И необходимо балансировать это ядро и со временем менять, что когда-то было конкурентным преимуществом и было внутри компании - и вдруг внезапно ты можешь купить его где-то еще, и заняться чем-то другим

Вы сказали, что самая главная перемена, которая должна быть - касается лидера. Голова рыбы.
- Голова рыбы.

Кто это? Кто может сделать компанию веселой?
- Интересно то, что если присмотреться, можно увидеть определенную схему. Компаниям как таковым всего 150 лет. Все началось в 1850-ые. Это не такое уж и старое явление, до них были ремесла, фермерство, но в 1850 появились фабрики - и все началось. Первые руководители этих фабрик были либо военными, либо юристами. Юристы - потому что фабрики были новым явлением, и для новых институтов требовалось юридическое образование. То есть это были либо военные, либо юристы - и так до 1900, 1910. Потом пришла техническая революция - железные дороги, энергия, автомобили, транспорт. И практически все руководители больших компаний вышли из инженеров. И так было повсюду - в Германии, США, в любой части мира - это было время инженеров.

Почему? Потому что суть конкурентного преимущества состояла в технологии. Остальное можно было поправить. В конце 70-ых, 80-ых появились первые по-настоящему большие компании - такие как IBM, шведская ABB, инженерная компания, где в качестве со-президента поставили человека, который не был инженером. И появился прецедент. И этих руководителей появились бороды, они перестали носить галстук и тому подобное. Впервые руководить стали люди со степенью магистра МВА - те, кто у вас сейчас работает в Сколково - люди с экономическим образованием, потому что усердие, эффективность, клиенты и тому подобное стало более важным, чем технология. Все случилось из-за японцев, а также из-за множества новых трендов, потому что технология внезапно стала не настолько важной. И так мы получили людей с МВА. Сегодня по-прежнему их время, как мне кажется.

Это видно, потому что по-прежнему многие люди имеют МВА, но, возможно, что последующие поколения эту степень уже иметь не будут, потому что люди со степенью МВА вернутся в финансовые отделы, разработчики технологий, возможно, вернутся в технологически отделы, а руководитель, возможно, окажется человеком с более гуманистическим, психологическим взглядом, обращенным вовнутрь человека.

Все дело в руководстве людьми. Потому что вы все можете поправить, но очень сложно встать во главе группы людей.

И таких людей готовят уже сегодня, причем имею в виду не МВА. МВА - это человек, подготовленный в сфере финансов, маркетинга, логистики. Таких учат именно этому, их не учат мотивировать группу из 500 человек, чтобы пробудить в них энтузиазм. Поэтому я думаю, что мы увидим четвертое поколение лидеров, концентрирующихся на более гуманистическом компоненте. Таким образом, можно проследить как в течение времени все шло от военных, юристов, инженеров, экономистов - и я не думаю, что на этом история закончится. А вы? Экономисты здесь не навсегда, они сохранят присутствие еще небольшое количество лет, но уже сегодня в областях с суперконкуренцией появляются лидеры, которые не имеют вообще никакого формального образования. Это люди, которые сами себя сделали.

Быть лидером - это как любовь - здесь экзаменов не сдают.

Все дело в твоем опыте, самообразовании, ты не получишь этого от степени магистра.
- Нет, не получишь. Это как любовь, нужна практика, нужно экспериментировать - и нужно делать это самому. Но я уверен, что выпускники MBA важны сегодня, они будут важны в течение нескольких последующих лет, но я не думаю, что лидеры 2025-2030 все будут экономистами. И инженерами они не будут.

Совет Мастера

У меня, например, нет ученой степени. И последний вопрос. Каков Ваш личный совет тому лидеру, кто хочет построить настоящий бизнес в стиле фанк?
- Это очень просто. Не проводите время со своими коллегами, не играйте в гольф со своими коллегами, не вращайтесь в одной среде с другими бизнесменами; вращайтесь в среде артистов, музыкантов, архитекторов - всех, кроме деловых людей. В этом ключ.

Под коллегами вы подразумеваете деловых партнеров, потому что коллеги - это люди, с которыми ты работаешь?
- Да, но к ним относятся и конкуренты, и люди из данного бизнеса.

Не проводите время с бизнесменами, проводите время с людьми из других областей жизни - врачи, артисты, художники, - потому что в итоге в этом и есть суть общества.
Деловые люди - это всего лишь небольшая группа.

Ясно, спасибо большое за такой интересный совет. Я подумаю об этом.
- Очень быстро время пролетело!



Кьелл Нордстрем. Кто он?



Кьелл Нордстрем - выдающийся бунтарь от бизнеса и менеджмента. Шведский экономист, профессор, бизнесмен, писатель, член советов директоров нескольких инновационных компаний. А главное - один из ярчайших бизнес-мыслителей современности. Автор концепции «Бизнес в стиле фанк», о которой слышали, кажется, даже те, кто от бизнеса бесконечно далёк. Именно она, осознанно или нет, сегодня лежит в основе бизнес-модели большинства многомиллиардных digital-компаний.

Кьелл сформулировал главные принципы бизнеса 21 века в далеком 2000 году - когда Google c Amazon лишь делали первые несмелые шаги, а Facebook и Youtube, скорее всего, еще даже не пришли в голову своим создателям. Про таких говорят - увидел будущее. И поделился знанием со всем миром, став гуру менеджмента!

Понравилось? Хотите быть всегда в курсе? Желаете включиться в дискуссию с серьезными и содержательными людьми?
Присоединяйтесь в соцсетях. И тогда нужная информация найдет Вас там, где Вам удобно
Фейсбук
ВКонтакте
Твиттер
Инстаграм

slobodin+1

Previous post Next post
Up