Что надо делать стартапам, чтобы не повторять ошибок больших компаний

Oct 05, 2015 14:10

Когда ты маленький, не задумываешься о том, какие проблемы есть у больших. Очень хочется стать большим. Но крайне важно, чтобы в процессе роста бизнеса не повторять ошибок, которые обычно допускают большие компании. Эти ошибки очень дорого им стоят и их очень трудно исправлять. Поэтому их лучше не делать. Об этом и было мое выступление на LeanStartUp на этой неделе. Делюсь своей презентацией с моими комментариями и дополнениями к порою не очень информативным слайдам.





Большие компании обременены активами, большим хозяйством. Каждая собственность требует внимания и генерит затраты. При этом масштабы этих затрат порою трудно оценить. Они цепляются друг за друга и в результате - компания неэффективна. Поэтому если можно что-то не брать в собственность и не иметь - лучше этого не иметь.



Сегодняшние технологии и рынок позволяют отказываться от владения многим, что до этого казалось незыблемым с точки зрения необходимости владения.

С середины сентября я принял решение отказаться от персонального авто и водителя и полностью пересел на сервис такси. Решение обусловлено практическими и экономическими соображениями. Digital is coming… Держаться за свой корпоративный автомобиль и персональных водителей смысла никакого нет. Большую часть времени они маются в состоянии ожидания, а мои затраты при переходе на сервис такси могут снизиться процентов на 50. Это еще один пример того, как меняется мир. То, что было невозможно представить раньше, становится реальностью.



В больших компаниях люди привыкают чуть что привлекать консультантов, обращаться к другим для подтверждения, визирования и согласования. Это такая скрытая форма переложить и работу, и ответственность за нее на других. Вовлечение и ответственность сотрудников в больших компаниях сильно страдает. Вам же это не надо!

Поэтому главное правило начинающего стартапера - вовлекайтесь на 120%. Порою кажется, что консультанты и прочие внешние ребята - очень умные и знающие. И у них есть то, что вам нужно. Но, на самом деле, далеко не все, что вам предлагается со стороны, - вам действительно нужно, а многие вещи вы и сами сделаете гораздо лучше. Просто потому что делаете это для себя.



К тому же, когда вы делаете это сам, вы учитесь гораздо быстрее. В процессе самостоятельной работы вы выучите уникальные роли, освоите новые профессии. Поэтому ведите свой блог или сами готовьте то, что вы презентуете! Презентации я делаю всегда сам, хотя, безусловно, в компании найдется минимум пара десятков людей, которые могли бы их сделать за меня и для меня. Но свои мысли и свое видение нужно выражать самому. К тому же, когда что-то делаешь сам, сам начинаешь лучше разбираться в предмете :)



Большие компании считают, что у них хватает ресурсов заниматься всем. И они теряют фокус. Система усложняется и зачастую теряется управляемость, а расходы растут. Стартапу нужно сохранять предельный фокус, потому что столько ресурсов нет и запаса прочности тоже.



Примером предельного фокуса для меня является менеджмент Snapchat. Эван Шпигель, cofounder и Ceo Snapchat, был у нас в Билайне в гостях, и мы обсуждали различные варианты сотрудничества оператора и Snapchat. Но каждый раз, когда мы предлагали заработать, но это требовало довольно серьезной настройки Snapchat и появления маленькой, но дополнительной функциональности, Эван был непреклонен. Он твердо верил и верит, что должен сохранять предельный фокус и “чистоту” продукта. Это и помогает ему расти среди пользователей. И компания одного приложения уже доросла до оценки 15 млрд долларов.



Работа в больших компаниях порою расслабляет. Есть свой распорядок дня и все там подчиняется довольно размеренному ритму большой организации. Кажется, что все работает и вставать рано не надо (правда, всегда есть исключения). Но работа людей в стартапе - это совершенно другое состояние. Пахать надо с утра и до поздней ночи. От зари и до зари. Иначе так и останешься стартапом. Или еще хуже - неудавшимся стартапом.



Это мой набор будильников на телефоне :) В 7 утра каждый день я выезжаю на работу. Хотя руковожу большой компанией, но сделать нам надо еще очень много. Поэтому вставать приходится как в правильном стартапе - очень рано. И на работу.



В больших компаниях всегда большие бюджеты и все более-менее стабильно (хотя тоже бывает по-разному) - и это сильно развращает людей. У сотрудников больших компаний довольно сильно атрофируется мозг на поиск более дешевых и тем более бесплатных вариантов реализации того, что действительно можно сделать бесплатно. Более того, в большой компании, если это бесплатно, то считается, что низкого качества или вообще какое-то фуфло.

Но в стартапах нужно бороться с атрофией мозга и стараться как можно дольше сохранять культуру - находить бесплатные или крайне малобюджетные варианты решения проблемы. И в 90% случаев их реально можно найти.



Даже в нашей большой компании ПАО “Вымпелком” (все ее знают как Билайн) мы используем бесплатные или крайне малобюджетные решения. Потому что это дешево, по-настоящему удобно и быстро реализуемо. Ну и халяву можно найти всегда. Например, сейчас у нас акция для Клиентов нашего тарифа “ВСЁ” - безлимитный и бесплатный 4G. Реклама, конечно, но очень к месту, мне кажется :)



В любой компании нужно иметь трезвую голову. Ту, которая всегда, помимо радужных перспектив, видит и риски и еще умеет считать деньги. В больших компаниях есть Главные финансовые директора с целой службой бюджетирования, perfomance management и тому подобное.

В стартапе не нужно создавать большую службу. Но кто-то с трезвой головой, который будет периодически возвращать всю команду с небес на землю и не даст профукать деньги, обязательно нужен. Только власть ему всю не отдавайте - иначе вообще не взлетите. Тут важен баланс между полетом фантазии и предпринимательством, трезвым взглядом на вещи.



Из моего личного опыта, найти отличного финансового директора и человека с трезвой головой - очень непросто. У нас в Билайне работает лучший финансовый директор, сочетающий в себе и трезвый взгляд и понимание законов развития бизнеса. Ну а дома у меня роль человека с трезвым взглядом на вещи прекрасно выполняет моя жена. И я спокоен за эту часть - и дома, и на работе.



Большие компании вырастают настолько большими, что забывают свое предназначение. У них столько внутренних проблем и забот - переговоров, совещаний и всего такого, что они забывают, для чего они работают. А работают они ради Клиента.

В стартапах порою увлеченные идеей команды настолько воодушевлены своей идеей и тем, что они собрались вместе и все так круто, что начисто забывают про свое предназначение. А предназначение у стартапов и больших компаний одно - удовлетворять потребности Клиента. И если ваша гениальная идея Клиенту не нужна - ваш стартап окажется пшиком. Поэтому прежде всего думайте о Клиенте и о том, какую потребность вы удовлетворяете. И сделайте так, чтобы он выбрал именно вас - потому что удобно, быстро, прикольно и с удовольствием. Без этого - ни ваш стартап, ни ваша команда не нужны в этом мире. Так же как и большие компании - они теряют своего Клиента и неизбежно умирают.



Просторные офисы - это для больших компаний. И то, если по секрету, не для всех. Проблема больших компаний - это разрозненность и разобщенность. Люди сидят в разных офисах и на разных этажах. В разных кабинетах и за закрытыми дверями. И от этого многое теряется.

Прелесть стартапа - все рядом друг с другом и в постоянном общении. Это огромный плюс, и чем дольше вы его сохраните, чем позже переместитесь в отдельные кабинеты и разъедетесь по разным этажам, тем лучше.



В больших компаниях ценят общение, но отказываться от своих кабинетов не хотят. Статус, удобство и все такое. Но в Билайне мы стараемся двигаться в обратном направлении. И я из своего большого, но кабинета, перехал в open space.



Большие компании, работая на сложившихся рынках, держат себя в тонусе анализом своей рыночной доли, постоянно сравниваясь с конкурентами. Это действительно “вставляет” и заставляет думать быстрее и интереснее. В противном случае, любая большая компания начинает жить сама по себе и ее скорость резко замедляется. Посмотрите на монопольные отрасли или там, где доминирует государство, - скорость жизни и тонус в них, как правило, довольно низкие.

Для стартапов доля рынка вообще не имеет значения в силу двух причин. Первое - их доля на действующем рынке мизерна, второе - рынка вообще не существует. Поэтому как-то же надо держать себя в тонусе помимо того, что в тонусе держит постоянная нехватка денег.

Сохранять тонус в этом случае непросто. Добавить энергии и тонуса можно, участвуя в каких-нибудь соревнованиях и конкурсах. Только не надо участвовать во всех - выберите лучшее соревнование и участвуйте. Сами себя оцените, получите кучу вопросов и комментариев, которые точно заставят задуматься, ну и рекламу себе сделаете хорошую. Если, конечно, хорошо подготовитесь :)





Мы, например, поддерживаем большой конкурс стартапов - Eurasia Mobile Challenge. По всем частям света проводится отбор лучших идей по мобильным разработкам с финалом в Барселоне - на всемирном мобильном конгрессе. Welcome!



Большие компании потому и считаются большими, потому что в них работает огромное количество людей. Это круто, конечно, но это и источник огромных забот и проблем. Структуры становятся сложные, информация между уровнями искажается, нужны люди для управления другими людьми, нужны люди для управления людьми, которые управляют другими людьми, нужны системы контроля людей и так далее, и тому подобное.

Каждый новый человек в стартапе (да и в любой компании) - это риск и источник потенциальных проблем. Конечно, новый человек что-то привносит. Но баланс между риском и бенефитами зачастую не в пользу последних. Поэтому расширяйтесь только в крайнем случае, нового человека берите только тогда, когда абсолютно уверены, что он действительно нужен и может делать то, что вам очень надо, и только он может это сделать.



Если следовать этим советам не будете, то очень быстро превратитесь в традиционную организацию со своими большими проблемами и получение таких писем, как показано на рисунке, не за горами. А это признак огромных структурных проблем в организации. Стартапы с такими проблемами долго не живут!



В качестве бонуса к 10 советам добавлю еще один - персональный для руководителя стартапа.



Очень важно, какие цели ставятся перед организацией и какие цели в голове у лидера. Если он думает о том, что станет миллионером или, того больше, миллиардером - вероятность, что он им станет, стремится к нулю.



Думать надо о продукте, о Клиенте, о своей компании и о достижении результата - короче, думать надо о работе. Тогда деньги и все остальное придут. Только позже!!! А иначе вообще никогда!



Вот так это выглядело - большой экран и маленькие спикеры :) Но главное не это - а то, что все получится :)В общем, всё у вас должно получиться. Если следуете этим советам и пользуетесь нашими тарифами ВСЁ. Как показывает статистика, доля успешных стартапов для тех, кто пользуется Билайном как оператором связи и нашими самыми популярными тарифами ВСЁ, выше среднестатистического показателя в 2-3 раза* Так что делайте выводы!!!

Желаю всем, чтобы у вас все получилось! И вы стали большими, оставаясь маленькими.

Ваш Михаил Слободин

* - это была шутка, конечно. Просто реклама :)

бизнес, совет

Previous post Next post
Up